ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія для юристів

Девиантное и делинквентное поведение
Усвоение социальных ценностей и норм — основа социализации, а нормы — основа социального контроля. С понятием &ормы соотносится понятие отклонения; если нет нормы, то не Йсожет быть и отклонения от нее.
• Отклонение от общепринятых норм называется в социологии февиантным (отклоняющимся) поведением.
I В широком смысле понятие «девиация» означает любое несоответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям от неформальных норм. Отклонение от правовых норм (нарушение) называется делинквентным поведением, как уже сказано выше, отклонение от уголовно-правовых норм — преступным поведением. Таким образом, наиболее широким понятием является девиантное поведение, более узким — делинквентное, еще более узким — преступное.
Девиантность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»: негативно отклоняющееся поведение и позитивно отклоняющееся. Для социологии гениальность и злодейство — вещи вполне совместные: это просто два вида девиант-Ного поведения. Но чаще всего, когда говорят о девиантном поведении, имеют в виду именно негативно отклоняющееся
133

поведение. Делинквентное поведение как форма негативной де-виантности имеет только отрицательную оценку.
Наиболее распространенными и социально значимыми для любого общества формами девиантного поведения являются суицид (самоубийство), алкоголизм, наркомания, половая распущенность. Степень распространенности негативных форм девиантного поведения служит показателем эффективности социального контроля.
В простых обществах с неразвитой нормативной системой девиантное поведение легко диагностируется и контролируется. Чем меньше норм, тем меньше возможность отклонений. В сложноструктурированных обществах, включающих несколько нормативных систем и множество субкультур, проблема определения поведения как девиантного и контроля за ним многократно усложняется.
Задача социального контроля — предотвратить отклонение от нормы. Такая же задача стоит и у профилактики (предупреждения) делинквентного и преступного поведения. Понятия контроля и профилактики — весьма близки (у них сходные цели, некоторые общие институты), но не тождественны. С одной стороны, понятие контроля шире: его объектом является любое социальное поведение, в то время как объектом профилактики — противоправное. С другой стороны, профилактика как род социальной деятельности включает и контроль за поведением индивидов, и воздействие на объективные социальные факторы (причины и условия), способствующие делинквентному поведению.
Понятие девиантности — относительное. Девиантное поведение в рамках одной культуры или общности может рассматриваться как нормальное в другой. В первобытном обществе (а у некоторых племен и сегодня) каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками).
Но девиантность является относительной характеристикой не только для двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае говорят не о культуре, а о субкультуре (см. гл. 4). Пример таких групп — верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение цер-
134
ковной службы — девиация с позиций верующего человека, но
норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия стребовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя
(«Колька» или «Никитка») — норма обращения в низших слоях —
считалось у первого девиацией.
Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в
мирное время наказывается. В одних странах проституция легальна (узаконена), в других странах она считается нелегальной |и девиантной. Отсюда следует, что критерии девиантности относительны данной культуры и не могут рассматриваться в отзыве от нее.
[Критерии девиантности меняются во времени в рамках од- | ной и той же культуры.
После Второй мировой войны курение получило в США
[Широкое распространение и социальное одобрение. Курить в
квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в
11957 г. ученые доказали, что курение — причина многих серь-
гезных заболеваний, в том числе рака легких. Постепенно ши-
врокая общественность начала кампанию против курения. И
■сегодня в США курильщики превратились в объект всеобщего
осуждения.
В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с
| «длинноволосыми» учениками, усматривая в этом подражание
^буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растле-
|;Ния. В конце 80-х годов наше общество изменилось и длинные
волосы превратились из девиации в норму.
Таким образом, девиация относительна а) исторической эпо-|хи, б) культуры общества. Относительность в социологии назы-|вается релятивизмом.
Девиантность, о которой сказано выше, — это отклонение от пюрм культуры, т.е. культурная девиантность. Ее не следует ото-яЖдествлять с психической девиантностью, с так называемыми ««психическими аномалиями». Очень часто в психических аномалиях (разного рода акцентуации, психопатии, олигофрения и И.д.), т.е. отклонениях от психической нормы, видят причину преступлений — отклонений от социальной нормы.
За последнее время было проведено немало исследований, .которые установили, что среди преступников много лиц (по ■азным данным от 25 до 80%) с психическими аномалиями. Из датого, казалось бы, можно сделать вывод, что преступления в
135
основном совершают люди с аномалиями. Но это не совсем так (и разнобой в данных исследований не случаен). Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер, и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицируют как психическую аномалию (особенно у подростков). Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными судебно-психиатрических экспертиз, а данными выборочных исследований, проводимых по весьма различным методикам. В-третьих, большинство исследований проводится среди осужденных к лишению свободы. Но, как известно, условия мест лишения свободы являются мощным стрессогенным фактором, отрицательно влияющим на психику человека. И обычные методики не позволяют выявить, когда возникли аномалии — до совершения преступления или после, в период отбывания наказания.
Психические аномалии, безусловно, влияют на поведение человека, поскольку могут вызывать серьезные затруднения в ходе социализации — труднее дается учеба, трудно получить высококвалифицированную профессию и т. д. Но в отличие от нравственных отклонений психические аномалии не являются результатом социализации.
Утверждение о наличии прямой связи между психическими аномалиями и преступным поведением означает, что социальная коррекция невозможна и профилактика преступного поведения психически аномальных (но вменяемых) субъектов бесперспективна. Поэтому для социологии и криминологии в изучении психических аномалий более плодотворным является другой подход — изучение следует направлять на поиск связи не видов аномалий с определенными формами преступного поведения, а психических расстройств с особенностями процесса социализации аномальных индивидов.
Чаще, чем в других возрастных группах, девиантное поведение наблюдается у подростков. Объективная причина данного обстоятельства состоит в том, что у несовершеннолетних процесс социализации (усвоение норм) и процесс формирования делинквентного поведения (отклонение от норм) по времени совпадают. И одно (делинквентность) есть следствие недостатков и неудач в другом (социализации).
Жизненный опыт подростка мал и фрагментарен, характер и взгляды окончательно не сформировались. В силу этого оценка ситуации часто бывает неадекватной, малый опыт.и неадекват-
136
|ность оценки ситуации обусловливают и неправильное предвидение последствий.
Кроме того, играют роль и особенности возраста:
• социальные — происходит смена сфер социализации. Семью как основной институт социализации ребенка сменяют учебные и трудовые коллективы и неформальные группы;
• социально-психологические — линия поведения подростка формируется под воздействием противоречивых факторов. Для несовершеннолетних характерны как повышенная конформность (податливость группе), так и стремление к самостоятельности. Это обусловливает неустойчивость, си-туативность поведения несовершеннолетних;
• психологические'— процесс полового созревания обостряет (акцентуирует) проявление некоторых качеств (повышенная возбудимость, импульсивность и т. д.).
Все это в определенной мере и определяет повышенную [склонность несовершеннолетних к делинквентному поведению.
По данным ООН, около 30% всех молодых людей принима-йот участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьезные правонарушения.
Социологи установили закономерность: человек тем легче усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.
Из этого исходит теория дифференцированной связи (ассоциации) [американского криминолога Эдвина Сатерленда (1883—1950). ЕЭта теория говорит о том, что преступному поведению, как и |любому другому поведению, обучаются, и обучаются у тех, с кем (имеют более тесную связь. (Иногда эту теорию иронически нарывают теорией «дурной компании»). Степень влияния на человека тех или иных образцов поведения зависит от степени его |связи с тем или иным лицом (или группой лиц): общаясь преимущественно с преступниками, человек скорее всего станет ^преступником, общаясь с законопослушными лицами, — зако-йюпослушным (дифференциация связи). В бедных районах, пощаженных преступностью, намного легче стать преступником: ^обучиться соответствующим приемам, выработать навыки, найти «Соучастников, сбыть краденое и т. д.
Человек не наследует преступных наклонностей. Индивиду-'Апьные различия между людьми если и влияют на преступность,
137
то лишь в той мере, в какой они обусловливают частоту и устойчивость контактов с образцами преступного поведения. Эмоциональные стрессы в семье значимы постольку, поскольку они гонят человека из дома и толкают его на контакты с правонарушителями.
Теория дифференцированной связи — описательная, а не объяснительная теория: она описывает механизм усвоения образцов поведения, воздействию которых подвержен индивид, но не объясняет, откуда берется то преступное поведение, которому научаются. Теория Э. Сатерленда была одной из первых теорий, описывающих процесс воспроизводства преступности, она вызвала серьезные научные дискуссии и способствовала развитию криминологических теорий социологического направления.
В настоящее время в России на делинквентное поведение молодежи значительное воздействие оказывают социально-экономические факторы, иногда называемые социальными издержками проводимых экономических реформ. Наиболее уязвимым оказался такой важнейший институт социализации, как семья. Стремительное обнищание значительной части населения, безработица, рост пьянства и алкоголизма ведут к распаду семьи. Следствие этого — значительный рост среди несовершеннолетних безнадзорности, бродяжничества, попрошайничества, вовлечения их в аморальную и преступную деятельность. Резко обострилась проблема социального сиротства, т.е. фактического отсутствия семьи при живых родителях, уклоняющихся от воспитания детей, лишенных родительских прав или находящихся в местах лишения свободы. Увеличилось' число правонарушителей из таких социально неустроенных групп, как мигранты и вынужденные переселенцы.
Поскольку, как выше уже отмечено, процесс социализации и процесс формирования делинквентного поведения у несовершеннолетних совпадают во времени, основным направлением в предупреждении делинквентного поведения несовершеннолетних является общесоциальная профилактика, цель которой — создать условия, способствующие нормальному формированию личности подростка. Ею должны быть охвачены все основные сферы социализации: семья, школа, трудовой коллектив, сфера общения и досуга. Продуманная социальная политика государства, включающая помощь семье в воспитании детей, улучшение воспитания в школе, совершенствование трудового воспи-
138
тания, создание условий для проведения содержательного досуга — все это содержит значительный антикриминогенный потенциал. Центр тяжести в профилактической работе с несовершеннолетними должен быть перенесен с субъектов из правоохранительной системы на государственные и общественные организации. ,
Социальная значимость проблемы подростковой делин-квентности обусловливается особым местом подрастающего поколения в обществе. Задача охраны жизни, физического и нравственного здоровья будущего нации, всемерная социальная и правовая защита законных прав и интересов несовершеннолетних и молодежи приоритетны во внутренней политике любого цивилизованного государства. Всякое нормальное общество особо болезненно реагирует на пораженность преступностью именно социальной группы несовершеннолетних.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Девиантное и делинквентное поведение» з дисципліни «Соціологія для юристів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАКРОЕКОНОМІЧНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Робота з проблемними кредитами і заходи впливу на них
Аудит інвестицій. Мета, завдання та джерела перевірки
Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин


Категорія: Соціологія для юристів | Додав: koljan (28.11.2012)
Переглядів: 2234 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП