Агенты и институты социализации выполняют две функции: • обучают культурным нормам и образцам поведения; • контролируют, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли. Поощрение и наказание как элементы социального контроля одновременно являются и приемами социализации. 112 Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов), способов социальной тренировки, позволяющих человеку усвоить правила поведения. Школьные оценки — не только система измерения успехов в учебе, но и разновидность контроля. Отличники продвигаются вперед, двоечники остаются на второй год. Оценки — универсальный механизм социализации и социального контроля. В них отражается объективное и получившее институциональное закрепление мнение значимых других, выполняющих функцию судей. Выше, говоря о «зеркальном Я», мы отметили, какое важное значение имеют мнения окружающих людей. Без постоянной оглядки на них человек вряд ли способен точно выверять стратегию поведения в непостоянном море социальной жизни. Правда, иногда мнения окружающих выполняют роль неисправного компаса либо искривленного зеркала. Но это и неудивительно: ведь они субъективны и иными быть не могут. г, В важных социальных процессах — подбор персонала предприятия, проверка знаний учащихся, принятие управленческих решений на всех уровнях — общество старается использовать, более объективные инструменты. Один из них — экспертные оценки. Экспертные оценки выносятся коллективно специально обученными людьми и по специально составленным инструкциям либо методикам (экзаменаторы в институте, судьи в фигурном катании). Можно составить любопытную историю, начиная с процедуры вынесения коллективного решения совета старейшин в первобытном обществе и заканчивая современными компьютерными программами школьного тестирования. Но как бы то ни было, важно знать, что оценки выполняют двоякую функцию — социализации и контроля. Кроме того, оценки помогают проводить социальную селекцию — сортировать людей на успешно и неуспешно прошедших одну из стадий социализации. Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способных, лояльных индивидов и отбраковывает незнающих, неспособных и нелояльных. Отличники поступают в университеты, за Компетентных работников борются солидные фирмы. 113 «Удачники социализации» получают доступ к дефицитным социальным благам — престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. «Неудачники социализации» скатываются на социальное дно общества. Но и экспертная оценка остается социальной оценкой, т.е. социально обусловленной, производной от интересов социальных групп, субъективной. Оценка всегда содержит в себе возможность ошибки, а необъективное оценивание может существенным образом повлиять на весь процесс социализации личности. Приговор суда — разновидность экспертной оценки. И приговоры бывают ошибочными, подчас непоправимо. Например, за преступления, совершенные известным маньяком Чикатило, был расстрелян другой человек. Из этого свойства социальных оценок исходит теория стигматизации американского криминолога Ф. Танненбаума («стигма» — клеймо, тавро, ярлык). Она говорит о том, что право, определяя понятие преступного, в определенном смысле «творит преступления, а следовательно, и преступников. Главное не само деяние, а его оценка со стороны общества. Факт социального клеймения решающим образом влияет на личность: человек с клеймом преступника и вести себя будет как преступник. Стигматизация может служить катализатором преступной карьеры. Арест подозреваемого приводит к потере им своего социального статуса, скандальной известности, к ограничению возможностей получения образования и работы, к другим осложнениям. Эти обстоятельства могут подтолкнуть человека к дальнейшим и более серьезным нарушениям. Теория стигматизации применяется при изучении рецидивной преступности. В обыденном сознании существует Некоторый обобщенный образ преступника. Социологические опросы показывают, что большинство людей считают, что преступники очень отличаются от обычных граждан, что они «другие». Этот образ преступника яачяется, конечно, стереотипом, т.е. упрощенным, односторонним и эмоционально окрашенным представлением. Но этот стереотип создает морально-психологический барьер между преступниками и законопослушными гражданами: стать преступником — значит стать «другим», перейти в другое социальное состояние. Чем барьер выше, чем четче стигма преступника, тем труднее его переступить, тем труднее нарушить закон, тем ниже первичная преступность. Но тогда выше рецидивная преступность, 114 1 оскольку отбывшим наказание труднее адаптироваться в обще-гве, которое их отвергает. И наоборот. Чем ниже этот барьер, ;м легче его переступить, тем выше будет первичная преступ-ость, но ниже рецидивная преступность — отбывшему наказание будет легче войти в общество. Трудно сказать, какой вариант лучше: оба хуже. Таким образом, социальный контроль — верный помощник и опора социализации. Он вознаграждает удачно социализирующихся и наказывает неудачников. Социальная селекция имеет многообразные виды и формы.. Самая крайняя форма — физическое устранение индивид* (смертная казнь). Здесь уже теряется нить, связующая социализацию и социальный контроль. На другом полюсе — умеренные формы, например, двоечника оставляют на второй год. А посредине мысленной шкалы форм селекции находится увольнение. Увольнение — пример действия социального контроля и отбора. Оно применяется к тем, кто неудачно освоил профессиональную роль (совокупность технических знаний, культурных стандартов поведения, навыков ремесла) и нарушает трудовую дисциплину (совокупность конкретных норм, требований и правил распорядка рабочего дня). Неудачники социализации реже добиваются жизненного успеха. Они оказываются на «социальном дне», пополняют ряды социальных аутсайдеров. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки — группы населения, неудачно прошедшие социализацию. Итак, с одной стороны, для отбора удачно и неудачно прошедших социализацию используются механизмы социального Контроля. С другой — социализация, сформировав привычки и предпочтения личности, сама становится фактором социального контроля — внутреннего контроля, или самоконтроля. Таким образом, оба понятия — социализация и социальный контроль — отражают две стороны одного целого.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социализация и социальный контроль» з дисципліни «Соціологія для юристів»