Общество — это исторический продукт естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство — специально .создаваемый институт, призванный управлять этим обществом Понятие «страна» описывает одновременно ^естественно сложившуюся общность людей и территориально-политическое об разование, имеющее государственные границы. Страна — населенная территория, имеющая определенные границы и обладающая суверенитетом. Государство — политическая организация власти в стране, включающая определенную форму правления (монархия, республика), форму государственного устройства (унитарная, федеративная), вид политического режима (авторитарный, демократический). Общество — социальная организация людей, основой которой является социальная структура. Общество как социальная организация характеризует не только страны, но также нации, народности, племена. Было время, когда четких государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Да и стран в привычном нам смысле слова не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, 42 осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, стали формироваться государства, появились границы. Сразу же возникли и войны: страны и народы, считающие себя обделенными, начали борьбу за перекройку границ. Таким образом, исторически страны возникли как результат территориального раздела мира, который начался несколько веков назад. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любому периоду в истории человечества. Итак, понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же. И эти разные стороны изучаются разными науками — социологией, правоведением и политологией, географией. От органической школы социологии английского философа и социолога Г. Спенсера (1820—1903) идет понимание общества как социального организма. В обществе выделяются социальные ггатусы, специализированные органы (социальные институты), исполняющие определенную функцию, (производство, образование). Государство — один из таких органов-институтов, реали-$ующий функцию управления. Понятие государства не исчерпывается понятием политической системы, хотя оно — главный институт этой системы. Отличительная черта государства — суверенность, или суверенитет. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит верховная власть внутри страны (право издавать законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осущест-'. д.), ЮГ "том," что оно выступает незави Г B^Tb_jipjffioj^j«ejjrT. д.), ЮГ том, ч у симым субъектом на международной арене. Государственная власть публична и опирается на аппарат управления (правительство) и аппарат принуждения (армия, полиция). Государство неотделимо от права, в праве закрепляются права и обязанности государства и гражданина. Исторически общество первично, государство — вторично. Государство возникает на определенной стадии развития общества, возникает для защиты интересов граждан, т.е. выступает их слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Государство — важнейшая, но все же часть общества^Для Другой, негосударственной, части используется термин гражданское общество. Гражданское общество охватывает всю совокуп- 43 ность неполитических отношений. То, что остается за вычето, из всего многообразия общественных отношений, взаимодейст вий, статусов, ролей, институтов только тех, которые относятся к политической сфере, называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, ме» национальные, религиозные, экономические, культурные отнс шения, отношения различных классов и слоев, демографичс ский состав общества, формы общения, людей и т. д. — все то что может реализовываться вне государственно-политическо сферы. Однако понятие «гражданское общество» имеет" и второе значение, и оно существенно отличается от первого. В качестве социологической категории «гражданское обществе»» констатирует, что есть реальность, описываемая ею, — совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» является некоторым идеалом. В экономическом плане этот идеал означает многообразие форм собственности, рынок, конкуренцию и свободное предпринимательство; в духовном — идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Короче говоря, это идеал демократического общества. Перестройка в середине 80-х годоз в СССР и мирная революция 1991 г. в России, переход от социализма к капитализму в нашей стране осуществлялись именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества. Хотя в реальности, если рассматривать его как социологическую категорию, оно никогда не исчезало. Итак, в понятии «гражданское общество» различаются два — иногда противоборствующих — значения: социологическое и идеологическое. В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было уже у первобытных охотников и собирателей. И только 5—6 тыс. лет назад возникло государство. Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховен стве права в обществе, гарантированности и незыблемости пран и свобод граждан, взаимной ответственности гражданина и госу дарства. Члены общества добровольно принимают на себе опреде ленные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. 44 Иное положение в тоталитарном государстве. Личность и >ажданское общество подавляются, политические права чело-5ка не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в уго-правящему классу или правителю, не соблюдается равенство всех граждан перед законом. Гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит и подавляется тоталитарным государством. Они — антагони-а. Тоталитарное государство характеризуют такие черты: » сосредоточение всей полноты власти в руках вождя, » подавление оппозиции и инакомыслящих путем массового террора, • диктатура одной политической партии, • монополия одной государственной идеологии, • абсолютный примат интересов государства (народа, нации) над интересами личности, • полное подавление личности, превращение ее в простой «винтик» государственной машины. На протяжении всей истории человечества, как только поя-илось государство, характер отношений между ним и общест-юм постоянно колебался от одного полюса к другому. В Древни Греции гражданское общество и государство почти совпада-:и, покоясь на прочном фундаменте демократии. В Древнем Египте, напротив, государством подавлялось общество. Они явись антагонистами. Восточная деспотия — разновидность то-итарного государства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общество и государство» з дисципліни «Соціологія для юристів»