ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія для юристів

Методы социологии
СОЦИОЛОГИЯ не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана — о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д. В первую очередь исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он собирает в социологическом опросе, гДе выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании
29
их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, затем выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог — построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
При сборе первичных данных используют четыре основных метода:
• опрос (анкетирование и интервьюирование)
• анализ документов (качественный и количественный)
• наблюдение (невключенное и включенное)
• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Опрос
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи Первым задумался о научной постановке вопросов дрегзнегрече ский философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются, кроме социологов, также жур налисты, врачи, следователи, учителя.
Что же характерно для социологического опроса?
Первое отличие — количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с немногими людьми. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лини затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. По чему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, тс получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующей эстрадную звезду, врача, составляющего диагноз на основаниг слов пациента, следователя, доискивающегося до причин гибелг человека, большего и не надо. Ему необходимо именно личное мнение опрашиваемого.
Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, ин тересуется общественным мнением. Индивидуальные отклоне ния, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочньн суждения, намеренные искажения, если их обработать статиста чески, — взаимопогашаются. В результате социолог получает ус редненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, ж выявил среднетипичного представителя данной профессии. Во почему в социологической анкете не требуют указывать свок
30
фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.
Второе отличие — достоверность и объективность. Они тесно связаны с первой чертой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования, хотя получена она на основе субъективных мнений.
Третье отличие — цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опрашиваемого: следователь — в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, —- в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания.
Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга освободят его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженерный) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и такая связь теоретически доказана, то получен научный факт. Он универсален и всеобщ.
Хотя журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения.
Анкетирование. Это самый распространенный в социологии метод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат ста-
31

тистики. Кроме того, опрашиваемый обязан заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации которая проверяет гипотезы.
Журналист, врач или следователь тоже придерживаются определенной программы и целей, но научных гипотез они не вы двигают, хотя следователь проверяет определенную версию, журналист заранее строит план интервью.
Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.
Все вопросы делятся на два основных типа — открытые и закрытые. В открытых вопросах после текста вопроса социоло! оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например:
Каков доход на одного человека в вашей семье? ,___________
В закрытых вопросах после текста социолог предлагает набор ответов или альтернатив. Пример:
Каков доход на одного члена в вашей семье?
1. До 100 руб.
2. От 101 до 500 руб.
3. От 501 до 1 000 руб.
4. Свыше 1 000 руб.
Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют о социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые ис пользуются там, где эти знания ограничены и исследовани проводится с разведывательной целью.
В социологии различают два типа анкетного опроса -сплошной и выборочный.
Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, пр: которой опрашивается все население страны.
С начала XIX в. переписи населения проводятся в европеи ских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они да ют бесценную информацию, но стоят дорого. Даже богаты страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 леч Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность рее пондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе Население страны — самая крупная из таких общностей. 1
32
есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид.
Выборочное обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность (выборка) — уменьшенная копия генеральной совокупности.
Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5—2 тыс. человек, а в результате получает достоверные сведения обо всем населении, ошибка не превышает нескольких процентов. Так же ведут себя отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России — ВЦИОМ и Vox Populi.
Кого относить к генеральной совокупности — определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность — решают математические методы.
Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, то в генеральную совокупность войдут все воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть — выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.
Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Выборка имеет вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методы социологии» з дисципліни «Соціологія для юристів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Визначення життєвого циклу проекту
ЗАОЩАДЖЕННЯ ТА ІНВЕСТИЦІЇ В МЕХАНІЗМІ ГРОШОВОГО РИНКУ
ІНФОРМАЦІЙНЕ ТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТВОРЕННЯ НАУКОМІ...
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...
Дисконтований період окупності


Категорія: Соціологія для юристів | Додав: koljan (28.11.2012)
Переглядів: 950 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП