Переоценка стандартных проблем экономической теории благосостояния
Экономическая эволюционная динамика руководствуется информационными потоками: информация о новых научных достижениях и об успехах и неудачах проектов НИОКР служит руководством для следующего раунда решений по НИОКР, информация о характеристиках новых продуктов — руководством для потенциальных покупателей, информация об издержках производства и приобретения ресурсов — для производителей, информация о прибылях — для инвесторов. Экономика с преобладающей рыночной организацией стоит перед организационной дилеммой: с одной стороны, экономически эффективно сделать имеющуюся информацию публичной, но, с другой стороны, наличие частных стимулов к сбору информации часто требует, чтобы и информация оставалась частной. Дилемма же социалистической системы в том, что информационный поток переполняет централизованную систему, если она открыта для новых идей и данных, а если закрыть систему и заставить план работать, то исключаются альтернативные варианты и возникает риск непоправимых ошибок; децентрализация же без реального рынка ставит проблемы, которые обсуждал Хайек. Эти информационные проблемы пронизывают буквально все экономические процессы. Некоторые неопределенности разрешаются, кое-какая информация генерируется в ходе НИОКР, но большую часть процесса нахождения информации трудно направить в русло познания, четко отделенного от "делания". Потребители узнают на опыте о новом продукте после того, как выполнены НИОКР. Производители узнают о том, что будут покупать потребители, только после того, как последние проявят себя. Новая информация и экономические изменения неразделимы. Информация — это сведения об изменениях. В свою очередь, информация дает направленность изменениям, которые порождают новую информацию, стимулирующую и формирующую следующие изменения. Глава 15. Нормативная экономическая теория... 457 В эволюционной теории, которую мы разработали, представлена эволюция объектов двух видов: один вид — потенциальные возможности и поведение; другой — структура и характер организаций, обладающих этими потенциальными возможностями и правилами принятия решений. Эволюция институциональной структуры проходит отчасти при посредстве рассмотренных рыночных механизмов. Таким образом, шумпетериан-ская конкуренция производит отбор как среди изобретений, так и среди фирм и формирует как структуру рынка, так и поток технологий. Но она также частично осуществляется и посредством сознательной социальной политики. Так, например, антитрестовские законы были введены, чтобы предотвращать или сдерживать рост концентрации, а различные режимы регулирования — чтобы обуздать комплекс стимулов, связанных с концентрацией. Следующая глава содержит подробное обсуждение сознательного формирования институциональных изменений государством. Но здесь важно признать, что если "анатомия провала рынка" — функция институциональной структуры, то эволюция институциональной структуры — отчасти реакция на проблемы, связанные с сохранением статус-кво. В неоклассической экономической теории обсуждение "анатомии провала рынка (market failure)" сосредоточено на условиях равновесия стилизованных рыночных систем. Мы же полагаем, что с эволюционной точки зрения следует должным образом сосредоточиться на изменениях и приспособлении к ним. Это существенное смещение перспективы. Оно означает отказ от традиционной нормативной цели — определить оптимум и институциональную структуру, при которой он достигается, и постановку более скромных целей: идентификацию проблем и нахождение возможных путей улучшения положения. Однако традиционная литература, посвященная провалу рынка, все же предлагает полезную упрощенную категоризацию. Реальные проблемы концентрации власти на стороне предложения существуют независимо от того, с каких теоретических позиций их рассматривать. Побочные эффекты (externalities) и публичность (publicness) имеют одинаковый смысл и в эволюционной, и в ортодоксальной теории. В любом случае они ставят вопрос о Термин externalities переводится также как внешние эффекты, "экстер-налии". — Примеч. пер. 458 Часть VI. Экономическое благосостояние и политика Г} необходимости регулирования и аппарата коллективного выбора. Напряженность между справедливостью распределения и экономической эффективностью — жизненный факт, который должен найти место в любой теории. Но эти проблемы приобретают в эволюционной и неоклассической теориях разное обличье. С ортодоксальной точки зрения издержки для общества, налагаемые частной монополией, происходят в результате неконкурентного ценообразования. Политическая дилемма в связи с монополией заключается в том. что монополия может возникнуть из экономии от масштаба, которая делает неэффективной фрагментацию отрасли. Эти концепции остаются значимыми и при эволюционных оценках, на существенное внимание уделяется и другим аспектам. Проблема монополии является еще и "проблемой одного ума": при монополии есть лишь один источник инноваций. Дополнительная напряженность, связанная с разрешением проблемы путем фрагментации, создается тем обстоятельством, что в согласованном охвате НИОКР есть свои большие преимущества. Ортодоксальный равновесный анализ видит в монополии "данность", эволюционная теория — эволюционирующую структуру. Действительно, в канонической постановке проблемы монополии в эволюционной теории фирма достигает доминирования в отрасли благодаря прежним умениям или удачам. Эта проблема динамической монополии ставит перед социальной политикой суровую дилемму. С одной стороны, вмешательство государства и раздробление фирм, ставших крупными в результате прошлых успехов, несомненно охладят стремление других фирм предпринимать значительные нововведения. С другой стороны, результатом бездействия может стать господство в отрасли компании, утратившей свои инновационные доблести. Многие экономисты поддаются соблазну оптимистического подхода к этой проблеме. Они утверждают, что если компания теряет инновационную эффективность и рвение, то это позволит новым или мелким фирмам вступить в игру и начать расти, так что монополия окажется преходящей. Но наш анализ этой ситуации показывает, что если крупные фирмы сохраняют способность имитировать, то отрасль может быть эффективно забаррикадирована от вступления и роста мелких фирм-новаторов. Проблема окопавшейся монополии может стать еще более суровой в ситуации, когда имеет значение накопленный Глава 15. Нормативная экономическая теория... 459 опыт. Единственное, что может спасти положение, — это развитие где-то в другом месте существенно иных технологий, которые будут эволюционировать вдоль траекторий, резко отличающихся от траекторий прошлого. Именно эта перспектива, конечно, лежит в основе довольно оптимистического взгляда Шумпетера на проблему монополии. Это даст шанс возникновению новых фирм и подточит некоторые преимущества существующих крупных фирм, обретенные ими благодаря опыту и способности к имитации. Есть тенденция при обсуждении современной экономической теории благосостояния увязывать концепции побочных эффектов и публичности. Обе концепции носят организационный характер и относятся к стороне спроса, поскольку требуют регулирующего аппарата или аппарата коллективного выбора, создающего для производителей стимулы, которые при отсутствии такого аппарата не нашли бы отражения в рыночных ценах. Обычно, но не всегда термин "побочные эффекты" употребляется применительно к издержкам или выгодам от второстепенных эффектов, на которые производители не обращали бы внимания, не будь регулирующего стимулирования или контроля, — к загрязнению окружающей среды, шуму, условиям труда или безопасности для прилегающей местности. Напротив, понятие "публичность" относится к неделимости предполагаемого заказчика продукции (например, оборонного ведомства). Хотя в некоторых ситуациях это различение полезно и содержательно, его произвольный характер виден из того факта, что в то время как загрязнение атмосферы будет помечено как побочный эффект, чистый воздух можно отнести к категории общественных (публичных) благ. Кроме того, при таких определениях число охваченных людей не является существенным фактором этого различения. Загрязнение может нанести ущерб всему народу, а может — всего нескольким людям. Вашим розарием можете наслаждаться только вы и ваши соседи, а может — вся община. Однако различие между малым и большим числом людей все же, видимо, соответствует различию между вопросами, которые можно уладить переговорами или тяжбой среди маленькой группы лиц, и вопросами, требующими крупномасштабного аппарата коллективного выбора, и вот это последнее различие уже существенно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Переоценка стандартных проблем экономической теории благосостояния» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»