Существует несколько общепринятых классификаций правил. Выделяются формальные и неформальные правила. Формальными называются такие правила, которые создаются преднамеренно, легко могут быть зафиксированы в вербальной и/или письменной форме, выступают в явном виде как ограничение набора альтернатив для индивидов и обеспечены защитой со стороны государства. Соответственно неформальными называются такие правила, которые также ограничивают поведение индивидов, но не зафиксированы в письменной форме и защищены другими механизмами, отличными от государства, например самозащита, защита с помощью третейского суда и др. Неформальные правила являются той частью наследия, которое называется культурой. В свою очередь неформальные правила могут быть разделены на формализуемые и неформализуемые. Многогранная взаимосвязь формальных и неформальных правил проявляется в следующем8. 1. Неформальные правила могут быть расширением, продолжением, дополнением формальных правил, так как последние определяют набор альтернатив без учета обстоятельств той или иной единичной сделки. Такое отношение между двумя типами правил распространено в общественных системах, развивающихся эволюционным путем и имеющих процесс отбора наиболее жизнеспособных норм поведения, возникающих из повседневного взаимодействия экономических субъектов. 2. Неформальные правила являются источником формирования и изменения формальных правил, когда их система развивается эволюционно, через отбор составляющих ее элементов. Такая связь также присуща эволюционирующим обществам, в которых происходит спонтанная кристаллизация части неформальных ограничений как условие поддержания стабильности и развития системы. Например, общества, где применяется право, основанное на прецедентах. 3. Неформальные правила определяют набор доступных альтернатив в виде набора формальных правил. Это косвенно подтверждается неэффективностью формальных правил как ограничений в тех случаях, когда данные правила противоречат неформальным, а издержки обеспечения защиты первых очень высоки. Общим примером служит проблема зависимости от пути развития, которая обусловлена влиянием неформальных правил. 4. Неформальные правила могут быть заменителем формальных. Например, в Бразилии были созданы неформальные ограничения как заменители формальных правил, которые позволили превратить сложную бюрократическую процедуру организации бизнеса в сравнительно простую задачу. 5. Неформальные правила могут противоречить формальным, что является следствием особенностей изменения каждого их вида: если неформальные правила изменяются только эволюционно и непрерывно, то формальные правила подвержены дискретным изменениям и могут быть изменены быстро. Однако характер данного противоречия может быть различным в зависимости от существующих условий. Это соотношение оказывается основанием институциональной дихотомии между двумя типами правил. Примером может быть ситуация, связанная с импортом правил, т.е. прямым переносом правил из одной социально-экономической системы в другую, где менталитет (идеология) и поведенческие установки индивидов иные. 6. Формализация неформальных правил. Существование неформальных правил обусловливает не только координационный, но и распределительный эффект, возникающий на основе существования преимуществ одной из сторон в торге за установление какого-либо варианта правил. Слабая сторона будет с известной вероятностью подчиняться условиям игры. При определенных обстоятельствах вероятность соблюдения неформальных правил может снижаться. Поэтому те, кому выгодно сохранение статус-кво, начинают предпринимать усилия по формализации правил. Наиболее распространена классификация правил, введенная Д. Нортом: 1) конституционные (или политические) правила, фиксирующие иерархическую структуру государства, определяют структуру принятия решений и в явной форме отмечают, как осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих решению; 2) экономические правила, являющиеся основой возникновения прав собственности, имеют своим продуктом не только права, но и обязанности, поскольку в процессе взаимодействия одни агенты должны соблюдать права других; 3) правила контрактации, определяющие способы, порядок и условия заключения и реализации контрактов. Функционирование и развитие политических институтов является предметом анализа не только политических наук, но и теории общественного выбора. Экономическими называются правила, определяющие возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются или конкурируют. Экономические правила являются условием возникновения абсолютных прав собственности, т.е. прав, определенных безотносительно конкретных соглашений между отдельными экономическими агентами. А.Е. Шаститко отмечает: «Таким образом, права собственности появляются там и тогда, где и когда возникают правила, определяющие общие принципы отношений между людьми по поводу ограниченных благ. Учитывая данное обстоятельство, можно сказать, что, рассматривая права, мы одновременно анализируем правила, и наоборот»9. Права собственности определяют такие отношения между людьми, когда разрешены действия кого-либо по отношению к объекту собственности и эти действия защищены от препятствий их осуществления со стороны других людей. В условиях взаимодействия одни экономические агенты должны соблюдать права других, поэтому наряду с правами продуктом правил являются обязанности. Контракты – это правила, структурирующие обмен между двумя (и более) агентами на основе спецификации обмениваемых прав и взятых на себя обязательств. Контракты рассматриваются как непосредственная основа для формирования относительных прав собственности. В их рамках возникают дополнительные обязательства и обязанности. В обществе существует иерархия правил и прав. Выделяются глобальные и локальные правила. Глобальные (высшего порядка) правила создают условия для формирования правил низшего порядка, поддаются изменению с большими издержками, определяют институциональную среду общества. Глобальные правила включают конституционные (или политические) и экономические правила. Локальные правила обеспечивают создание институциональных устройств, обслуживающих сделки между экономическими агентами. К локальным правилам относятся преимущественно контракты. Они более подвижны, изменяются при неизменных правилах более высокого порядка и с меньшими издержками. Каждый тип правил определяет соответствующие права, которые также имеют иерархическую структуру. Конституционным правилам будут соответствовать политические права (право избирать и быть избранным, свобода вероисповедания, выражения своих идеологических убеждений); экономическим правилам – экономические права, которые в первую очередь выражаются в правах собственности. Наконец, контракты определяют «индивидуализированные», локальные права, т.е. приемлемые способы действий, относящиеся к взаимоотношению заинтересованных сторон. Контракты могут быть заключены как в соответствии с существующими глобальными правилами, так и с целью их изменения. Также в литературе выделяют следующие два типа правил: 1) внешние, или основные, устанавливающие в экономической системе общие ограничения, определяющие в итоге ее характер и распространяющиеся на всех субъектов (например, права собственности); 2) внутренние, формирующие и устанавливающие внутри соответствующих институциональных областей и организаций (например, фирм, государственных учреждений, домашних хозяйств) и способствующие взаимодействию между отдельными субъектами (агентами). Эволюционные институционалисты подразделяют правила на условные и безусловные. Действия, предпринятые согласно условным правилам, зависят от характеристик среды и ведут к различным результатам в разных обстоятельствах. Правила, выступающие условными или безусловными образцами поведения, могут усваиваться агентами как сознательно, так и неосознанно10.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификации правил» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»