ОТ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ К ИНФОРМАЦИОННЫМ (АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ) СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ
Когда-то внедрение информационной технологии означало лишь приобретение компьютера для автоматизации «бумажной работы». Первые решения об автоматизации принимались обычно с большой уверенностью относительно экономии времени и средств, которые она приносит. Не составляло особого труда выявить процесс обработки документов, который можно было бы ускорить, снизив затраты на рабочую силу и уменьшив вероятность ошибок. Так было еще в 1951 г., когда Бюро переписи населения использовало ЭВМ «Юнивак-I» для хранения, и поиска данных, а также для проведения расчетов [804]. Тем самым значительно сократилось время, необходимое Бюро для сбора точной информации и снизилась потребность в многочисленной рабочей силе для ее обработки. Это было первым ненаучным, невоенным и неинженерным применением компьютера. По мере того как компьютерная технология становилась менее дорогой, администраторы государственного сектора изобретали несколько менее эффектные, но не менее важные способы ее применения. Скажем, городские власти обнаружили, что компьютер может выписывать счета за предоставленные услуги быстрее и с меньшими затратами, чем человек. В округах пришли к выводу, что с помощью компьютеров можно легче и быстрее регистрировать избирателей и посчитывать голоса. Налоговые службы штатов начали вести налоговую документацию, используя компьютеры. На всех уровнях государственного управления менеджеры осознали, что информационные технологии могут обеспечить снижение 784 Част IV. Новые организационные технологии затрат на рабочую силу, ускорить выполнение рабочих операций, повысить точность при хранении и передаче данных. Ранние варианты использования информационных технологий почти всегда сопровождались приобретением стационарного (большого) компьютера или миникомпьютера для совершения большого числа операций. Под операцией в данном контексте понимается событие, в котором участвует организация или которое воздействует на организацию. Выдача продовольственных талонов, регистрация оплаты налогов, выписка чеков на зарплату, выставление счетов за электроэнергию или оформление заявЪк на какие-либо поставки — все это расхожие примеры операций. Когда совершается операция, относящиеся к ней данные регистрируются и накапливаются для последующего использования. Компьютеризация операционного процесса требует серьезных капиталовложений в оборудование, как и значительных затрат на персонал, обслуживающий оборудование, а также разрабатывающий и внедряющий операционные программы. Первым вариантам применения ЭВМ гарантировалось позитивное воздействие на производительность, если трудовые затраты на ручную обработку можно было заменить капитальными затратами на оборудование и если оплата персонала, обслуживающего новую технологию, была значительно ниже затрат на рабочую силу для ручной обработки. На сегодняшний день большинство государственных ведомств автоматизировали свои основные рутинные операционные процессы. Они приобрели большие, мини- и персональные компьютеры, чтобы удовлетворить большинство своих потребностей, пригласили к себе на работу программистов, системных аналитиков и иных специалистов по разработке и внедрению систем обработки данных. Организовав отделы обработки информации, они тем самым создали формальные центры управленческой ответственности за оборудование, программные продукты и обработку операционных данных. Такого рода усилия по использованию информационных технологий были направлены почти исключительно на поддержку повседневных операций государственных ведомств. Осуществление компьютерных операций стали именовать электронной обработкой данных (ЭОД), автоматизированной обработкой данных (АОД) и просто обработкой данных (ОД). Всем системам обработки данных присущи следующие общие черты: в центре внимания — данные, их хранение, обработка и информационные потоки на операционном уровне; эффективное осуществление операций; постепенная оптимизированная по времени загрузка компьютеров; интегрированные файлы для смежных работ; итоговые справки для руководства [830]. Хотя обработка данных всегда будет главным занятием государственных ведомств, администраторы государственного сектора начинают осознавать преимущества разработки настоящих управленческих инфор-
Глава 33. Оценка перспектив... 785 мационных систем. Термин информационная управленческая система (management information system) широко употребляется уже много лет (в русском языке для обозначения информационных управленческих систем используется аббревиатура АСУ - автоматизированная система управления. - Ред.). Часто его неправильно применяют к системам обработки, которые просто систематизируют данные и выдают детальные сообщения об операциях ведомства для поддержки его повседневной деятельности. Однако настоящая АСУ — нечто большее. Как сформулировали два авторитетных эксперта в данной области, это определенная сеть, использующая компьютеры, чтобы поставлять руководству информацию для принятия решений. Задача АСУ — обеспечить точной информацией соответствующего руководителя в нужное время и в удобной для использования форме» [208]. В отличие от системы обработки данных для АСУ характерны: акцент на информации, предназначенной на менеджеров среднего звена; структурированный информационный поток; группировка ЭОД-работ по деловым функциям, скажем, АСУ производством, АСУ маркетингом, АСУ кадрами и т.д., выдача справок и докладов обычно при наличии базы данных. Менеджерам и иным специалистам государственного сектора не очень-то удобно работать с подробными сообщениями, выдаваемыми системами обработки данных. Представьте себе руководителя учреждения, изучающего компьютерную распечатку длиной в полметра, вьщанную в ответ на ее запрос: «Выяснить, есть ли у нас проблема текучести кадров»! Менеджеры нуждаются в обобщенной информации, отражающей историю вопроса и пригодной для принятия решений, которые имеют как оперативное, так и перспективное значение для данного учреждения. Лучший способ отличить системы обработки данных от АСУ — идентифицировать тип решений, который поддерживает каждая из систем. Системы обработки данных традиционно поддерживали операционные решения, которые в большой степени поддаются программированию. Принятие программируемых решений следует за четко и заранее определенной серией процедур и только тогда приводит к желаемому результату (например, определение размера социальных выплат или компенсации сотрудникам их транспортных расходов). Такого типа решения принимаются обычно на низких организационных уровнях и поддерживаются операционными системами обработки данных, поставляющими детальную информацию, необходимую для их принятия. Напротив, непрограммируемое решение касается проблемы, которая не ясна. Следовательно, процедура ее решения не расписана заранее. Примерами непрограммируемых решений могут быть решения, связанные с текучестью кадров в учреждении, предполагаемой недоплатой налогов или необъяснимым ростом имущественных преступлений. По мере движения вверх в организационной иерархии процесс принятия решений становится все более не- 26-966 786 Часть IV. Новые организационные технологии программируемым. Хотя система обработки данных может быть источником информации для принятия непрограммируемых решений, только АСУ гарантирует, что информация, необходимая для принятия решения, соответствующим образом обобщена и подана в форме, пригодной для использования теми, кто это решение принимает. Люди — неотъемлемая часть АСУ, поскольку они приносят в нее существенный объем знаний, интеллекта и опыта, необходимые для принятия непрограммируемых решений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОТ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ К ИНФОРМАЦИОННЫМ (АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ) СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ» з дисципліни «Ефективність державного управління»