Многие исследователи выдвигают убедительные аргументы в пользу более активного внедрения организационных новшеств с помощью новых организационных форм ведения деловых операций [111; 373]. Эти организационные формы могут быть как внешними по отношению к данной организации, совместными предприятиями, а также внутренними венчурными структурами, рассчитанными на максимальное использование предпринимательских навыков персонала, который работает на эту фирму. Внутреннее совместное предприятие в большой корпорации обладает чертами как традиционных совместных предприятий, так и венчурных форм внутри больших корпораций. 774 Часть IV. Новые организационные технологии Мы будем называть такое предприятие СПГО (совместное предприятие в государственной организации). По существу СПГО схоже со своим аналогом в частном секторе. Оно требует создания полуавтономного подразделения внутри государственной организации, которым руководит предприниматель-новатор, а в его штат входят сотрудники государственной организации. Главной особенностью СПГО является то, что его сотрудники получают от организации-спонсора право действовать вне границ формальной сферы спонсора, в то же время продолжая поддерживать со спонсором прямые связи. О моделях СПГО немало написано, поэтому мы здесь попытаемся ответить на вопрос: каким образом полуавтономное подразделение, действующее внутри государственных организаций, может внести вклад в повышение производительности организации-спонсора? Исследования показывают, что важными факторами, способствующими внедрению новшеств и повышению производительности, являются некоторые, уже существующие a priori, условия. Внешняя целезадающая среда, особенно активность конкурентов, может вынудить организацию стать более инновационной и продуктивной, чтобы выжить [224; 700]. Этот вывод применительно к сфере технологических нововведений. Многие технологические нововведения в организациях, являвшихся объектами изучения, есть прямой результат действия сил конкуренции [640]. Бедная ресурсами внешняя среда может заставить СПТО компенсировать нехватку ресурсов за счет активной инновационной стратегии и повышения производительности. В СПГО для привлечения дополнительных ресурсов склонны разрабатывать новые программы и услуги; такие предприятия могут также испытывать давление к повышению производительности, если ресурсы, имеющиеся у организации-спонсора, недостаточны или есть угроза, что они вовсе иссякнут. Важно что СПГО в любом случае является порождением организации-спонсора и усваивает характерные черты спонсора. Поэтому организация-спонсор должна стремиться быть производительной и инновационной, если предполагает наличие подобных качеств у СПГО. В качестве дополнительных рекомендаций по повышению производительности СПГО можно, в частности, отметить, что партнеры, создающие совместное предприятие впервые, имеют тенденцию слишком опекать новую организацию. Более опытный партнер обычно признает необходимость по крайней мере полуавтономного режима функционирования новой организации. Что касается производительности и творческого потенциала СПГО, неопытная государственная организация-спонсор, чрезмерно стремящаяся играть доминирующую роль, может подавить творческую инициативу сотрудников СПГО [373]. Глава 32, Разработка новых технологий 775 Помимо условий внешней среды, стимулирующих производительность СПГО, на нее могут оказывать положительное влияние внутренние характеристики самого предприятия. Повышению производительности могут способствовать такие факторы, как управленческий опыт предпринимателя, возглавляющего подразделение, а также степень талантливости его сотрудников. К числу факторов, способных обеспечить синерги-ческий эффект в СПГО, можно отнести разнообразие существующих мнений и подходов, умение видеть различные перспективы развития. Творческое начало процветает в условиях, когда перед разнообразными по своим качествам личностями непрерывно открываются новые и принципиально иные перспективы. Государственные организации страдают порой творческой импотенцией вследствие рутины, а также ограничений, налагаемых на них государственной политикой. Можно в связи с этим выдвинуть тезис, что творческие способности (как и производительность) могут подняться на новые высоты, если в обыденность привнести необычность за счет создания СПГО [351]. Повысить производительность СПГО можно с помощью «интегратора», т. е. сотрудника, роль которого состояла бы в интенсификации обмена информацией между организацией-спонсором и внутренним предприятием. Интегратор, или «творец идей», выступая представителем СПГО, должен иметь до-ступ к ресурсам спонсора и пользоваться его поддержкой в инициировании новых проектов [111]. В государственном секторе творцом идей может стать новатор-предприниматель, о котором речь шла выше. При наличии такого внутреннего предпринимателя, отстаивающего интересы предприятия, можно поддерживать интенсивный информационный обмен и управлять движением ресурсов между СПГО и спонсором. Эти моменты жизненно важны для обеспечения высокой производительности СПГО. В заключение отметим высказываемое в литературе суждение о том, что не все внутренние предприятия оказываются в равной степени инновационными и продуктивными. В государственном секторе на производительность СПГО влияют факторы, связанные с внешней средой, равно как и внутриор-ганизационные, и индивидуальные. Однако следует отметить, что факторы, влияющие на производительность, связаны главным образом с организацией-спонсором и поддаются управленческому контролю. Такие вопросы, как подбор сотрудников для СПГО, кандидатуры новатора-предпринимателя, который его возглавит, а также поиск ресурсов, выделение которых необходимо для его функционирования — все это контролируемые характеристики СПГО, оказывающие существенное влияние на его производительность.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» з дисципліни «Ефективність державного управління»