Государственные организации пребывают под постоянным давлением, требующим от них повышения производительности, эффективности и рентабельности. Это привело к поиску методов оптимизации деятельности организации. В результате возникла 766 Часть IV. Новые организационные технологии тенденция к опоре на технологию и технологические нововведения как на скорую помощь в случае спада производительности. В погоне за «скорой помощью» организации игнорировали другую часть уравнения, которым выражается оптимальная производственная деятельность. Эта часть уравнения — человеческий фактор. Внедрению прогрессивной технологии в любую государственную организацию должен содействовать, помимо прочего, новатор-предприниматель, который, как ясно из самого термина, выступает посредником между новой технологией и государственной организацией. Следует подчеркнуть, что ценность предпринимательского ноу-хау и знание процесса технологического предпринимательства чаще всего игнорируется или преуменьшается теми, кто озабочен повышением производительности в государственных организациях. Но если, как сказано выше, новатор-предприниматель — необходимая часть уравнения, ведущего к совершенствованию деятельности в государственном секторе, то как нам идентифицировать такую личность? Каковы личные характеристики такого новатора? Выделено, например, четыре качества, которые должны быть присущи предпринимателю-новатору, и обычно отсутствуют у большинства людей или у обычных средних менеджеров. К ним относятся способность к творчеству, стремление к истине или склонность к поиску неизвестного, способность к изысканию ресурсов и способность мыслить и действовать в условиях неопределенности; выше всех этих черт стоит способность мыслить и действовать стратегически [754]. Что касается способности к творчеству, это очень важная черта новатора-предпринимателя: «Способность к творчеству и изменения — две стороны одной медали... Творческие способности необходимы, чтобы успешно реагировать на изменения, а творчество, в свою очередь, имеет результатом изменения» [9]. Приглашение на работу в организацию творческих личностей обладает преимуществами: «Фирма с плодовитыми изобретателями в своем штате может занять ведущие позиции с наименьшими затратами. В этом случае экономическое решение очевидно — увеличить производительность каждого изобретателя. Это не только экономическое решение для отраслей высокой технологии, это также решение для страны» [149. — Р. 7]. Если творческие способности новатора-предпринимателя так важны для экономического успеха частных организаций, то не следует ли отсюда, что открытие этой добродетели в менеджерах государственного сектора, занятых технологическими реформами, также очень важно? Остается, однако, вопрос: что есть способность к творчеству? Хотя и не существует универсально принятого определения, исследователи соглашаются в основном, что творчество — это генерирование чего-то нового или полезного для существенной группы или цели [839; 883]. Это «что-то» может Глава 32. Разработка новых технологий 767 быть процессом, продуктом или услугой. В государственном секторе творческая деятельность новаторов-предпринимателей может объединяться в две общие категории — интеллектуальная деятельность (рождение идей и выявление проблем) и мобилизационная деятельность (организация поддержки для реализации своих идей) [748]. Вторая черта новатора-предпринимателя — стремление к истине, склонность к поиску неизвестного. Смысл в том, что предприниматель должен с готовностью идти на риск, охотно делать ставки в виде затрат времени, ресурсов и перспектив своей карьеры ради идей или новшеств, в которых он глубоко уверен. Третья из упомянутых черт — способность изыскивать ресурсы. Исследование высокотехнологичных фирм установило, что из них достигли успеха те, которые были основаны личностями, обладающими способностью находить, привлекать и воспроизводить капитал, достаточный для деятельности фирмы. Приложение этих выводов к проблеме повышения производительности в государственном секторе на основе использования новых технологий убеждает, что менеджер госсектора как новатор-предприниматель должен быть в состоянии изыскать ресурсы для своего подразделения, чтобы воспользоваться преимуществами, которые дают в конкурентной борьбе технологические нововведения. Последняя характеристика — способность мыслить и действовать в условиях неопределенности. Новатор-предприниматель должен уметь решать проблемы. Сталкиваясь со сложной проблемой, для которой много альтернативных решений, он должен быть в состоянии выбрать то, которое обеспечит государственной организации преимущество перед конкурентами. Новатор-предприниматель должен обладать способностью найти стратегический выигрыш в открывающихся возможностях, основанных на использовании новых технологий. Над всеми этими чертами, присущими технологическому предпринимателю, доминирует способность предпринимателя мыслить и действовать стратегически; она определяется как стратегическое использование технологии. Предприниматель может поднять производительность государственной организации, используя новую технологию и основанные на этом возможности как неотъемлемую часть стратегии улучшения производственных показателей. «Отличие новаторской фирмы (и новатора-предпринимателя от прочих государственных менеджеров) состоит не только в том, что они с большей эффективностью применяют технологию для достижения своих целей, но и в том, что сами цели определяются технологией» [625. — Р. 96].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА» з дисципліни «Ефективність державного управління»