Инновационный процесс внутри организаций нередко называют критическим фактором конкурентоспособности в условиях все более состязательной и постоянно меняющейся внешней среды. Действительно, исследование практики инновационного управления в 400 организациях обнаружило, что новые технологии имеют решающее значение в масштабах всех отраслей производства и что это значение будет сохраняться в обозримом будущем. Это исследование также выявило, что хотя многие организации как будто заинтересованы в новшествах, у них часто отсутствуют эффективные механизмы оценки и управления. Такая проблема особенно остро стоит в организациях государственного сектора, если учесть системы вознаграждений и стимулов, сопровождающие технологические нововведения. Как показывает большинство исследований, традиционные системы стимулирования не являются обычно главным мотивом для предпринимателя-новатора [558]. Скорее, ключевыми мотивирующими факторами выступают такие моменты, как необычная сложность задания, высокая степень самостоятельности в работе и возможность прямого взаимодействия с руководством. Все это бросает вызов традиционным системам государственной службы, основанным на жестком разделении служебных обязанностей, на своего рода профессиональных кланах. Кроме необходимости внедрять технологические нововведения в деятельность организаций, во многих современных исследо- Глава 32. Разработка новых технологий 761 ваниях подчеркивается необходимость осознать значение организационных изменений в ходе принятия стратегических решений относительно выбора технологий для вложения капитала, будущих источников ресурсов, характера проектов и т.д. Хотя концепция организационных изменений имеет очень широкий смысл в приложении к управлению, ее применение в области технологического инновационного управления отличается особым своеобразием, поскольку оно основано на нескольких важных параметрах, а именно: на жизненном цикле самой технологии, жизненном цикле продукта и жизненном цикле организации. Появился даже особый термин — организационное сопряжение. С его помощью определяют необходимость для организаций тщательно учитывать и интегрировать в свою деятельность одновременно несколько процессов. В области технологических нововведений организационное сопряжение имеет очень важное значение. Категория организационных изменений интересует многие научные дисциплины: от управления и индустриальной психологии до социологии и социальной антропологии. Очень часто организационные изменения тесно связывают с организационным развитием; считается, что организации, которые претерпевают изменения, должны рассматривать их как объект долгосрочных усилий, направленных на усовершенствование всей своей структуры. В рамках более широкого исследования проблем организационных изменений этот процесс рассматривается как состоящий из последовательных фаз, а успешные изменения включают в себя два ключевых элемента: перераспределение властных полномочий с упором на их разделение между многими субъектами и процесс изменений в интересах развития. Критически важными составляющими успешных изменений являются «генеральный план» и более высокая степень участия людей в этом процессе на всех уровнях [334]. Важным элементом организационных изменений является также уяснение характера сил, которые им препятствуют. Понимание технической природы изменений — не главное; скорее, менеджеры должны развивать в себе более глубокий интерес к человеческому фактору (скажем, не следует игнорировать ноу-хау тех, кто вовлечен в процесс изменений, нельзя использовать непонятные термины и т.д.). Подобным же образом аргументируется преимущества диагностического подхода. Кроме того, разработан комплекс методик начиная с обучения и общения до явного и скрытого принуждения [491]. Исследователи нового поколения пошли по иному пути, сфокусировав свое внимание на связи между изменениями и инновационным процессом. Изменения представляют собой кристаллизацию возможностей для новых действий (новые направления в политике, новые поведенческие стереотипы, новые структуры, новые методологии, новые продукты и 762 Часть IV. Новые организационные технологии новые идеи в области маркетинга), основанных на переосмыслении структурной концепции организации. Архитектура изменений включает в себя разработку и формирование новых структур или переосмысление старых, позволяющие обеспечить возможности для новых и, как ожидается, более продуктивных действий [465. — Р. 89]. Новаторство процветает в организациях, где зоны служебных обязанностей накладываются одна на другую, люди общаются через границы этих зон, информация распространяется без помех, многие руководители располагают свободными средствами в своих бюджетах, многие менеджеры занимают должности со свободным кругом обязанностей, а системы вознаграждения ориентированы на будущее, а не на прошлое [572. — Р. 951]. Кроме того, обнаружено, что к самым новаторским относятся фирмы, которые используют децентрализованно-матричную или смешанно-матричную форму организационной структуры. В этих фирмах делается упор на горизонтальные связи и четко осуществляется концепция единых ценностей и норм. В государственном секторе лимиты на ресурсы в большинстве случаев ограничивают возможности свободного использования бюджетных средств. Однако и здесь можно развивать контакты через границы функциональных зон и обеспечивать свободный поток информации. Изучение деятельности исполнительных ведомств на уровне штата привело к выводу, что менеджеры госсектора выступают в качестве главных буферов между внешними изменениями и их проявлениями внутри организации. Причем эти менеджеры обрабатывают разнообразную информацию, поступающую от федеральных ведомств, ведомств других штатов, частного сектора, а также профессиональных ассоциаций и университетов. Исследователи подчеркивают такие проблемы, как нехватка опыта, низкая мобильность управления, отсутствие постоянной политической линии и соответствующих коммуникаций, конкуренция с другими ведомствами того же уровня, федерального руководства и недостаточная информация. По-прежнему важное значение имеют такие проблемы, как определение природы общественных функций и их влияние на отношения внутри и вне организации, а также зависимость менеджеров от предшествующего опыта, который может оказаться недостаточным. Одна из рекомендаций в этом случае состоит в том, что необходимо подбирать и готовить специальных менеджеров по информации, чтобы можно было управлять нарастающим информационным потоком.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ» з дисципліни «Ефективність державного управління»