Быстрый рост кружков качества, их зачастую бездумное введение заставляет обратить внимание на наиболее результативные способы их создания. Как уже говорилось, успех программы зависит от внешних и внутренних факторов, требующих тщательного исследования: • Политическая поддержка и контроль — к долгосрочному планированию программ следует привлекать политически влиятельные государственные агентства и авторитетную клиентуру. • Выбор — организация должна убедиться, что ее культурные установки совместимы с принципом общего участия в управлении. • Поддержка и стимулирование программы — ответственные руководители должны запланировать определенные меры, в том числе, комплектование кружков людьми с соответствующими ценностями, постоянное обучение членов кружков новым методам, систему оценки работы, стимулирующую участие в работе кружков качества, саморегулирующийся механизм развития и обновления структуры программы. • Участие менеджмента — работа по повышению производительности должна быть обеспечена обратной связью и чувствительными механизмами, позволяющими уловить и сгладить различия во взглядах на программу руководителей и подчиненных . Способы коллективного управления, подобные кружкам качества, не волшебная палочка; они ничем не помогут, если нет явных возможностей изменить устоявшееся положение дел. Существует опасность поддаться псевдорешению проблем, в частности: • принять сложившееся положение не как проблему, а как предначертание судьбы; • призывать к совершенствованию неизвестно чего и неизвестно как; Глава 25. Кружки качества... 629 • применять отжившие методы управления и держаться занудной бюрократии вместо разработки эффективного долгосрочного подхода. Простых рецептов, позволяющих избежать неудач, нет, однако опыт годов все же выявил некоторые условия, при которых кружки качества имеют успех. Во-первых, следует признать, что создание кружков качества — это долгий, постепенный процесс, цель которого предупреждать проблемы, а не решать их в кризисный момент. Поскольку одна из важнейших целей — совершенствование работников, включая перестройку их поведения и привычек, важно учитыйать необходимое для этого время. Кратчайшей дороги к кружкам качества нет, иначе они вызовут только ругань или превратятся в дешевую рекламу. Не следует преувеличивать сиюминутные выгоды, надо добиваться постоянных устойчивых результатов на протяжении долгого времени. Во-вторых, не только для создания, но и для повседневной работы кружков качества необходимо в рамках стратегии повышения производительности обеспечить их поддержку по всей управленческой цепочке, выделяя время, кадры, деньги. Руководство всех уровней должно ясно понимать, как работа кружков качества помогает достичь целей организации. В-третьих, профсоюзы тоже должны понимать суть процесса и участвовать в нем. Надо привлечь представителей трудовых коллективов к планированию программ, а менеджмент должен убедить профсоюзы во взаимной выгоде создания кружков качества. Наконец, опыт показывает, как важно проводить программы в спокойной обстановке. Приступить к кардинальным реформам трудно и в оптимальных условиях; если нововведение требует слишком много сил, оно недолго продержится, даже когда выживанию ничто не угрожает. Фирма, испытывающая серьезные финансовые трудности, государственная организация, вынужденная резко сворачивать свою деятельность, едва ли смогут поддерживать работу кружков качества. Короче, организации, оказавшейся в трудном положении и нуждающейся в немедленных результатах, в которой сложились напряженные трудовые отношения, отсутствует поддержка руководства, лучше не приступать к созданию кружков качества. Организация должна быть полностью готова к коллективному управлению с участием своих работников. Исследования показывают, что кружки качества могут принести много пользы, поскольку непосредственно затрагивают трудовые вопросы, помогают подчиненным завоевать доверие и обеспечивают сочетание личных целей с целями организации. Поэтому самым важным оказывается влияние кружков качества на характер взаимоотношений работников и работодателей. Качество — животворная кровь организации, качество 650 Часть III. Человеческие ресурсы порождается организационной культурой; поэтому оно не результат, а процесс. Кружки качества лучше всего работают при открытой системе управления, в условиях заботы о развитии работников и общей заинтересованности в качестве. Кружки — не довесок к «настоящей работе», а часть этой работы, ключевой элемент механизмов достижения важнейших целей организации — повышения качества и производительности. Повседневная работа кружков качества может повысить производительность организации, если одновременно обеспечить соответствующую подготовку их участников и честное сотрудничество менеджмента.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УРОКИ ПРОШЛОГО» з дисципліни «Ефективність державного управління»