Эффективность кружков существенно зависит от совпадения ценностей, на которых основана их деятельность и деятельность организации. Многочисленные комментаторы утверждают, что организация, ценности, философия и поведение которой согласуются с общим, совместным, ответственным процессом принятия решений — исключение, а не правило, например: «Западная культура менеджмента обладает двумя чертами, существенно противодействующими общему участию в управлении. Первое — технократическая вера в управленческий профессионализм, когда менеджер считается единственным компетентным и уполномоченным принимать решения лицом, а потенциальный вклад других работников Глава 25. Кружки качества... 625 недооценивается. Второе — представление о фирме как о собственности владельцев акционерного капитала, которые выдали ее руководству мандат доверия, ибо менеджеры — агенты капитала и действуют в его интересах; работники же считаются фактором производства, связанными особыми договорными обязательствами с фирмой, и не заслуживающими доверия» [94. — Р. 74]. Менеджеры часто демонстрируют недоверие к подчиненным, что не позволяет надеяться на успех методов, предполагающих общее заинтересованное участие, таких, как кружки качества. Руководители декларируют сам принцип общего участия, но поведение многих с ним явно расходится [359; 586]. Высший эшелон не любит делиться властью, руководители верхнего эшелона боятся принуждения, а работники среднего звена опасаются оказаться ненужными. В подобных обстоятельствах освоение рядовым менеджером новых методов управления, которые не применяются на практике высшим руководством, связано с большим риском. Кружки качества — это то, что высшие начальники велят средним внедрять внизу, хорошо подтверждая главную для проблемы качества роль рядовых работников и менеджеров среднего звена, которые в основном и решают эту проблему [507. — Р. 67]. Если кружки качества призваны заменить доверительные отношения между руководством и служащими, неудивительно, что они постоянно сталкиваются с трудностями и в конце концов разваливаются. Ошибка менеджмента, разрабатывающего долгосрочный план в расчете на немедленные сиюминутные результаты, убивает любое нововведение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организационная философия» з дисципліни «Ефективність державного управління»