Хотя в сотнях историй достоинства кружков превозносятся, выявляющих условия успеха эмпирических исследований мало [836; 837]. Подобно многим организационным новообразованиям, кружки качества — классический пример из ситуационной теории, поскольку поиски универ- Глава 25. Кружки качества... 623 сальных предпосылок кажутся бесполезными; множество работ, использующих все более сложные методологии и разнообразные причинные модели, не находит применения на практике и не имеет теоретического значения . Поэтому характер необходимых для создания кружков качества предпосылок не всегда ясен; к ним обращаются в случае конкретной необходимости. Структура кружков качества основана на оправдавшейся управленческой практике, отработанных в ходе почти тридцатилетнего японского опыта процедурах и методах обучения. Возникают и входят в употребление различные варианты структуры, но основная концепция остается единой для всех организаций. Можно рассмотреть два набора факторов, от которых зависит успешное внедрение кружков качества в организации [77]7. Это, во-первых, контекстуальные факторы, связанные с внешней обстановкой, в которой реализуется программа создания кружков: условия среды (экономика), особенности организации (философия менеджмента), рабочая среда (характер и сфера деятельности), индивидуальные характеристики (личные привычки и склонности работающих в организации людей). Эти условия определяют спрос и предложение, что, в свою очередь, отражается на втором наборе факторов, связанных собственно с программой: ее структурой, продолжительностью, характером деятельности и участия. Воздействуя на производительность и качество, кружки создают обратную связь с первым набором внешних факторов. Понятно, что и внешние, и внутренние факторы имеют критически важное значение. Эффективность деятельности кружков качества зависит и от стратегии их внедрения. Основные требования здесь те же, что и для обычных способов совершенствования организационной структуры: диагностически подтвержденная готовность к нововведению, выбор наиболее подходящих методов управления, тщательное планирование процесса создания кружков, реалистические ожидания, отбор персонала в ходе практических испытаний и готовность к тому, что обращение ко многим методам, подобным кружкам качества, может потребовать изменения организационной философии. Есть как минимум три круга проблем, порожденных отчасти чрезмерной популярностью кружков качества, которые нужно принимать во внимание: «мода» на программы, организационная философия и трудовые отношения. Анализ этих проблем дает ценную информацию, позволяющую понять достоинства и недостатки кружков качества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Внедрение кружков качества в организациях» з дисципліни «Ефективність державного управління»