Развитие идей Маслоу — «теория двух факторов» Херцберга
Направление дальнейшим исследованиям мотивационных возможностей систем поощрения и удовлетворения с их помощью человеческих потребностей было задано двухфакторной мотивационной теорией Ф. Херцберга [405; 406; 407]. Анализируя мотивацию инженерных и бухгалтерских работников, Херцберг обнаружил, что не все трудовые факторы и способы поощрения служат стимулами; некоторые из них лишь сдерживают недовольство — это факторы поддержки, или так называемые гигиенические факторы. В иерархии Маслоу они связаны, как правило, с потребностями низшего уровня: это поощрения, удовлетворяющие жизненные потребности — увеличение зарплаты, улучшение условий работы, надежные гарантии безопасности, совершенствование организационной и административной политики, укрепление добрых отношений с непосредственным начальством, с подчиненными и коллегами, повышение статуса. Все эти факторы относятся главным образом к рабочей обстановке, а не к труду, являются по отношению к нему внешними, не дают удовлетворения в процессе труда и их стимулирующее воздействие невысоко. Факторы, которые Херцберг считает мотивационными, напротив, связаны непосредственно с работой и приносят удовлетворение от самого процесса труда, т.е. являются внутренними по отношению к нему. Они стоят на высших уровнях иерархии Маслоу, связаны с содержанием работы и приносят в награду уважение, продвижение по службе, наделение ответственностью, профессиональный рост, трудовые достижения и сознание важности своего труда. ; Можно представить себе, какое смятение внесла теория Херцберга в споры вокруг систем поощрения и наказания! Утверждая, что стимулирует только удовлетворение высших потребностей, он разошелся с Маслоу, который считал стимулами любые потребности в зависимости от уровня развития личности [233]. Идеи Херцберга поставили в центр внимания профессиональные виды деятельности «белых воротничков», ибо работа «синих воротничков», по его мнению, не связана со стимулирующими
Глава 23. Поощрение и наказание... 595 потребностями [185]. Мнения разделились и по поводу классификации факторов; некоторые исследователи утверждали, что такие факторы, как, например, зарплата, следует считать не только «гигиеническими», но и мотивационными. По наблюдениям Р. Майлса, «Херцберг, возможно, прав, когда материальное поощрение служит главным образом компенсацией за потраченное на работу время. Но при творческом подходе, когда ощутимое денежное вознаграждение связано с выдающимися трудовыми достижениями, оно, безусловно, оказывает мощное стимулирующее воздействие, дополняя другие виды поощрения» [592. — Р. 156]. Несмотря на критиковавшиеся недостатки теории Херцберга, его взгляды помогли глубже осмыслить мотивационные стратегии, уточнили и развили идеи Маслоу применительно к конкретным видам трудовой деятельности. Это, в свою очередь, заставило менеджеров перенести внимание с удовлетворения внешних, «гигиенических» потребностей низшего уровня, которое зачастую давало невысокие результаты, на потенциально мощные внутренние потребности высших уровней, которые удовлетворяются в самом процессе работы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие идей Маслоу — «теория двух факторов» Херцберга» з дисципліни «Ефективність державного управління»