Менеджеры в государственном секторе не могут позволить себе придерживаться отживших представлений о трудовом возрасте. Благодаря постоянным сокращениям затрат и нехватке компетентных молодых людей, предусмотренным антидискриминационным законодательством и пенсионными программами, «старики» в ближайшие годы будут составлять основную массу рабочей силы. Государственные организации должны научиться извлекать максимум из их опыта и компетенции, не стеная по поводу старения рабочей силы. Нередко для стареющего работника на первом месте стоит не столько высокое вознаграждение за труд, сколько высокое качество трудовой жизни [82]. Финансовое вознаграждение, при условии его справедливости, оказывается лишь одним из элементов качества трудовой жизни, которых в этом многогранном понятии можно насчитать как минимум пять [642. — Р. 171]. В порядке приоритетов: 1) эффективный контроль; 2) хорошие отношения с коллегами; 3) сложные, интересные, значительные задачи; 4) хорошие отношения с другими рабочими коллективами; 5) удовлетворительные экономические условия работы, включающие зарплату, гарантию занятости и возможность продвижения по службе. Высокое качество трудовой жизни вполне возможно обеспечить в государственных организациях, поскольку для этого требуются не столько финансовые затраты, сколько внимание и усилия, скажем, скоординированная, взвешенная программа действий, нацеленная либо на результат, либо на процесс. Когда качество трудовой жизни рассматривается как процесс, одним из условий должны стать попытки предоставить людям на работе структурные возможности для активного участия в совместном процессе решения проблем совершенствования и более эффективной организации труда. Когда качество трудовой жизни рассматривается как результат, его можно назвать высоким, если работник: 1) любит свою работу и видит в будущем перспективы на лучшее; 2) заинтересован в сохранении и хорошем выполнении работы; 3) чувствует, что его трудовая жизнь полностью согласуется с личной. Обнаружено, что удовлетворение от работы и ощущение успеха повышают производительность [151. — Р. 513]. Поэтому активная работа по совершенствованию условий трудовой жизни в государственном секторе открывает перед управлением человеческими ресурсами в 90-х годах путь 550 Часть Ш. Человеческие ресурсы к повышению производительности, ибо в конечном счете высокое качество трудовой жизни часто зависит попросту от достойного менеджмента [76. —Р. 13]. С возрастом люди нуждаются в высоком качестве трудовой жизни. В XXI в. государственному сектору придется позаботиться о том, чтобы поддерживать и стимулировать «стариков». Политики через бюджет могут усилить или ослабить экономические составляющие качества жизни, но на другие его элементы способны воздействовать только достоинства и приоритеты высших должностных лиц. Кадровые службы и управления могут повысить качество трудовой жизни, разрабатывая и проводя программы переподготовки и совершенствования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Изменение характера рабочей силы» з дисципліни «Ефективність державного управління»