Доказательства (более непосредственные) того, что понятие производительности родилось сравнительно недавно, основаны на эмпирических (письменных) источниках. Если богатство дается Глава 3. Классические теории управления и концепции производительности... 89 землей, то наилучший способ заполучить его — расширить земельные владения или увеличить то, что дает владельцу его земля. Стремление к богатству тем самым привело к ведению письменного учета процессов, связанных с производством, налогообложением и отношениями собственности; фактически все дошедшие до нас документы содержат сведения о таких операциях. Однако они не упоминают о производительности, а содержащиеся в них статистические данные приводятся в форме, которая не позволяет сравнивать объемы производства. Из многочисленных подобных письменных свидетельств известен лишь один текст, содержащий информацию, которая позволяет судить о производительности. На дощечках, раскопанных на месте фабрики по пошиву одежды в городе Ур, обозначено число рабочих, количество выданной каждому шерсти, а также количество единиц произведенной одежды [265]. Эти данные легко использовать для сравнения объемов производства и объяснения, почему из одного и того же объема шерсти одни работники произвели больше, чем другие. Однако подобные сравнения отсутствуют, что говорит об использовании дощечек из Ура лишь в качестве инструмента учета. Наконец, свидетельством того, что в древности производительность не считалась предметом сознательного изучения, является отсутствие самого этого понятия. Например, греки были одними из самых искусных в мире создателей органов, принимающих политические решения — они даже имели методы отбора на государственную службу. Однако используемые ими при этом критерии основывались на политических и религиозных соображениях, но не было и намека на эффективность или даже профессиональную компетентность. Римлян, пожалуй, можно назвать техническими гениями; они также удачнее всех в истории воплотили в жизнь принципы земельной теории стоимости. Когда одному принадлежит все и вся, понятие эффективности теряет смысл. Со времен строительства акведуков до осадного положения Масады можно было достичь всего, имея много людей, ресурсов и времени. Более того, даже через 1000 лет после падения Рима думать о производительности (а в более общем плане — об эффективности) считалось пустым занятием. Как следует из классического описания развития экономической мысли, предложенного Р. Тоуни, средневековые авторы исходили из двух посылок: «экономические интересы стоят гораздо ниже реального дела жизни, которым является спасение, и экономическое поведение является одним из аспектов личного поведения, на которое, как и на другие стороны жизни, распространяются нормы морали» [866]. Эпоха веры была особенно строга к тем, кто для умножения своих богатств использовал либо деньги, либо перераспределение ресурсов. И Аристотель, и католики считали такой род деятельности ростовщиче- 90 Часть I. Масштабы проблемы ством. Земля (и в конечном итоге труд) давала моральное и материальное богатство, хотя на управляющих, особенно финансистов, смотрели с подозрением. Несомненно, с тех пор общество существенно изменилось — тех, кто получает доход от управления или от финансовых сделок, теперь терпят и, более того, ими восхищаются. Как будет сказано ниже, такие перемены обусловлены развитием теории стоимости. И капитал, и труд управленцев были дополнительно включены в перечень факторов производства; они несут понимание того, что эффективная организация оборудования и персонала может создавать богатство. Далее мы обратимся к отражению этих вопросов в научной литературе той поры.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ» з дисципліни «Ефективність державного управління»