Тенденции формирования рыночных механизмов в решении экологических проблем
Переход к устойчивому развитию неизбежно вызывает необходимость от ликвидации экологически неблагоприятных последствий переходить к предупреждению загрязнений, то есть к превентивным мерам. Это становится возможным с принятием принципиально новой системы природопользования, ориентированной на формирование рыночных отношений с возможностью управления природопользованием на экономической основе, обеспечением экономической заинтересованности в рациональном, максимально рачительном использовании природно-ресурсного фактора. Экологическая политика, основанная на применении запретительных мер и наказаний, таких как установление норм или стандартов по вредным выбросам; введение платы за выбросы; штрафы за выбросы, явно становится низкоэффективной. На смену ей как на национальном, так и на международном уровне приходит политика, использующая рыночные механизмы для решения экологических задач. Именно с помощью таких механизмов мировое сообщество пытается решить проблему глобального потепления, причиной которого являются так называемые парниковые газы, в особенности углекислый. Первые шаги по использованию рыночных механизмов в экологической политике были предприняты более 10 лет назад в Северной Америке с целью сделать эту политику более гибкой. Сначала возникла идея ввести компенсационный механизм внутри конкретного региона, где общие выбросы углекислого газа в атмосферу превышали допустимые. Согласно этому механизму, владельцы новых предприятий, вводимых в эксплуатацию в этом регионе, должны были покупать у владельцев существующих источников загрязнения разрешение на больший объем выбросов, чем сам л новые источники-предприятия могли бы выпустить в атмосферу. Это позволило увязать экономический рост со снижением выбросов, а не с их увеличением. Природоохранные органы в обязательном порядке регистрировали сделки по купле-продаже разрешений. Очень скоро от единичных сделок американцы перешли к массовой торговле правами на выбросы СО2 в атмосферу. Образовался рынок этих разрешений и соответствующая рыночная инфраструктура. Появились специальные счета, которые вели природоохранные органы. На этих счетах отражались все операции с разрешениями на выбросы по каждому предприятию. Как и любые другие, эти счета имели приходную и расходную ста. В первой записывался первоначальный объем разрешенных выбросов и все покупки предприятия, а во второй его выбросы и продажи разрешений. Счета должны были быть сбалансированы к концу каждого года. Следующим шагом было включение экологических банков. Сначала они просто хранили информацию о динамике счетов фирм, затем банки стали посредническими между фирмами, имевшими пассивный и активный баланс. Банки организовывали расчеты между ними по продаже и покупке разрешений на выбросы. Кроме того, экологические банки предусмотрели возможность кредитования, хранения и других банковских операций с разрешениями на выбросы, обеспечивая дополнительную гибкость в принятии решений, что позволяло фирмам сохранять разрешения для будущего использования или для продажи по рыночным ценам, обусловленным спросом и предложением. Когда фирмы, вводящие природоохранные технологии, получили возможность предварительно согласовывать снижение выбросов углекислого газа в атмосферу с контролирующими организациями, установился достаточный объем предложения на рынке разрешений на выбросы. Спрос на эти предложения диктовался двумя обстоятельствами: общим ростом производства и тем, что никто не имел права печатать новые разрешения на выбросы сверх количества, установленного законом и не превышающего первоначально распределенной величины. Так, постепенно разрешения на выбросы превращались в новый товар особого рода, потребность в котором была прямо пропорциональна энергоемкости используемого производственного процесса. Первый удачный опыт торговли и проведения банковских операций с разрешениями на выбросы углекислого газа в атмосферу нашёл свое отражение в федеральных экологических программах США, например, в программе, связанной с проблемой кислотных дождей. По згой программе на электростанции страны наложены ограничения на выбросы СО2. Каждая электростанция имеет разрешение только на определенный объем выбросов, Вводимая в эксплуатацию электростанция покупает разрешения на такой объем выбросов, который был бы равен или превышал объем выбросов от ее производственных операций. Каждая фирма ежегодно докладывает об объемах своих выбросов от ее производственных операций. Последние контролируются стандартной системой постоянного мониторинга за выбросами. В соответствии с федеральной программой закон обязывает каждую фирму постоянно иметь разрешения на объем загрязнений атмосферы, больший или равный тому, что она выбрасывает в действительности. Ввиду этого фирмы всегда имеют свободу выбора: либо снижать свои выбросы, либо покупать разрешения у других фирм, которые уже достигли своего законодательно определенного снижения выбросов. Введенный механизм открыл широкие возможности для планирования природоохранной деятельности и осуществления превентивных мер преддверии роста спроса на разрешения на выбросы. Таким образом, были созданы эффективнее меры для охраны окружающей среды. Опыт показал, что заданный уровень выбросов достигался с минимальными природоохранными затратами - рынок разрешений подталкивал фирмы к этому. Они использовали такие резервы повышения эффективности, которые никогда бы не удалось раскрыть природоохранным органам. Столь действенного контроля за выбросами в атмосферу не смогли обеспечить ни государственное регулирование, ни бюрократические запреты. Компании сами заинтересованы в том, чтобы добиться снижения выбросов, которые могли быть произведены, и, продавая их, получать прибыль. По такому же принципу предлагается организовать международную торговлю разрешениями на выбросы основного парникового газа в рамках Конвенции об изменении климата, подписанной в 1982г. в Рио-де-Жанейро. Причем Россия может стать ведущим продавцом на этом рынке. Снижения выбросов СО2 можно достигнуть благодаря переводу промышленности на энергосберегающие технологии. Необходимо создавать такие условия, чтобы производящие компании и страны были заинтересованы в этом процессе. Именно для этой цели и вводится экономически эффективный механизм международной торговли разрешениями на выбросы СО2. Такой механизм предусматривает, что страна, для которой непосредственные вложения в очистку отходящих выбросов и технологическое переоснащение существующих местных производств являются экономически нецелесообразными, может добровольно финансировать проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов страной-партнером. В качестве базового года, по отношению к которому происходит сравнение объема выбросов для каждой страны, принят 1990 год. Если сократила объем выбросов углекислого газа по отношению к базовому году, то она может являться продавцом разрешений на выбросы. Стране, превысившей этот объем, придется стать покупателем. Важно подчеркнуть, в данном случае деньги не будут являться ни займом, ни кредитом, а оплатой товара, как при любой межгосударственной торговой сделке. Имея положительный опыт использования рыночных механизмов в решении внутренних экологических проблем, США являются активным сторонником этого процесса и, как показывает практика, умело достигают этих целей на международном уровне. В 1993г. администрация Клинтона издала «План действий в связи с глобальным изменением климата», в котором выражалось добровольное намерение к 2000г. снизить выбросы парниковых газов до уровня 1990г. При этом для достижения цели в Плане предлагалось использовать на международном уровне экономически эффективный механизм рынка разрешений на выбросы углекислого газа, администрация Клинтона обязалась всемерно содействовать совместным усилиям государственных органов, общественных организаций, ученых и предпринимателей, направленным на добровольную реализация взаимовыгодных проектов по сокращению выбросов парниковых газов. Что касается России, то в настоящее время ей выгодно принимать активное участие в организации межгосударственного рынка разрешений на выбросы углекислого газа и заключать сделки пробного рода. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день в связи с общим падением производства Россия имеет выбросы СО2 существенно ниже уровня базового 1990г. В этой связи важной задачей для России становится обеспечение государственного подхода к использованию нового международного рынка - рынка разрешений на выбросы углекислого газа. Необходимо выработать такой механизм совершения внешнеторговых сделок, чтобы он позволил оставить значительную часть прибыли от нового вида деятельности в руках государства для финансирования инновационных проектов. При этом собственники предприятий получили бы лишь часть вырученных средств, при условии, что снижение было достигнуто путем введения новых технологий, а не за счет сокращения производства. Вместе с тем надо отдавать отчет, что предстоит еще немало сделать мировому сообществу, чтобы развить этот рынок. Поскольку разрешение на выбросы - товар специфический, то доверие между партнерами становится особенно важным. Процедуры отчетности, мониторинга и учета кредита, сертификация сделок здесь очень важны. Помимо создания международного рынка загрязнений, одним из действенных экономических инструментов ценового экологического регулирования хозяйствующих субъектов является также страхование экологической ответственности. Экологическое страхование – это страхование экономической (имущественной) ответственности предприятий – источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам (физическим, юридическим, органам власти) в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды. Целью экологического страхования является компенсация ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб возникает. Большой интерес представляет опыт организации экологического страхования в США. До 80-х годов экологические риски были относительно невелики и входили в полисы страхования общей ответственности, предоставлявшие защиту по широкому спектру рисков. Однако в 80-е годы экологические риски начинают страховаться отдельно, что было связано с расширением обязательного экологического страхования и установлением жестких норм экологической ответственности. Экологическое страхование стало насущной потребностью для инвесторов, вкладывающих средства в объекты с потенциальной экологической ответственностью, для подрядчиков, занятых проведением очистных работ, а также при совершении сделок с недвижимостью. Однако жесткие нормы ответственности, а также ряд судебных прецедентов сделали этот вид страхования чрезвычайно рискованным для страховщиков. Большую проблему представляла невозможность отделить будущий ущерб от уже нанесенного: например, на многих объектах могли иметься уже случившиеся, но еще не обнаруженные утечки опасных веществ. В этих условиях страховщики начали отказываться от страхования некоторых объектов или устанавливать высокие цены на свои услуги. В результате на рынке страхования ответственности возник кризис: при растущем спросе соответствующие услуги оказывались недоступными как по цене, так и по другим условиям страхования. К началу 90-х годов рынок экологического страхования резко сократился, а примерно одна треть объема страховых премий ушла в резервы самострахования и специально создаваемые страховые структуры, альтернативные традиционным (дочерние страховые компании, страховые пулы и др.). Для практического решения этих проблем и поддержки рынка экологического страхования, во-первых, на федеральном и штатном уровнях принимались меры по устранению барьеров для развития рынка экологического страхования, а также разрабатывались специальные программы предоставления страховых услуг в тех областях, где традиционный рынок не справлялся с этими задачами; во-вторых, активно продвигались на рынок новые страховые продукты, наиболее полно отвечающие потребностям в страховой защите различных субъектов хозяйственной деятельности. Последнее десятилетие ХХ века характеризовалось двумя важными тенденциями на рынке экологического страхования. Во-первых, гораздо большее число страховщиков предлагало традиционные страховые продукты по более выгодным, чем это было ранее, условиям. Во-вторых, появились новые страховые продукты, адаптированные к специфическим потребностям страхователей. Сегодня страховщики предлагают страховые полисы с широким набором возможных условий покрытия. В 1990 г. компания American Insurance Group предлагала три вида полисов страхования экологической ответственности, а в 2000г. их было уже более 25. Этот опыт может служить хорошим примером для использования рынка экологического страхования в других регионах мира. В связи с тем, что рынок экологического страхования является еще очень молодым и небольших объемов , для его развития, особенно на первых этапах, часто нужны внешние стимулы - требования законодательства или хозяйственной практики. Таким образом, сегодня только от совместных усилий каждой страны в области экологической политики зависит, насколько действенным окажется экономический механизм в решении экологической проблемы в региональном и общемировом масштабе. Процесс дальнейшего совершенствования экономического механизма регулирования отношений природопользования даст возможность говорить о переходе хозяйственных отношений на качественно новый уровень - к экологоориентированному общественному хозяйствованию на основе рыночных отношений, что в свою очередь будет способствовать поступательному экономическому развитию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тенденции формирования рыночных механизмов в решении экологических проблем» з дисципліни «Основи економіки і теорії ринку»