До перехода к рыночной экономике, при так называемой командно-административной системе проблемы социальной политики решались в централизованном порядке в соответствии с принципом социализма. Как уже упоминалось, в СССР создавался фонд общественного потребления, который обеспечивал на бесплатной или льготной основе удовлетворение ряда важнейших социальных потребностей населения. С помощью общественных фондов потребления обеспечивалось выравнивание уровня жизни разных слоев населения. Даже несмотря на то, что выравнивание довольно часто сводилось к элементарной уравниловке, все же социализма мог обеспечить довольно высокий уровень социальной защиты. При переходе к рыночным механизмам хозяйствования система социальной защиты требовала существенной модернизации. Базовые принципы новой системы социальной защиты заключаются в двух главных позициях: - предоставление всем гражданам свободы экономической деятельности; - обеспечение каждому гражданину страны равенство шансов. В переходный период от социализма к рынку населению было обещано не только сохранение действующих на тот момент социальных гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление их финансовой базы, а также дополнение перечня социальных прав рядом новых положений. В основной, исходный перечень социальных гарантий включались: - минимальная зарплата; - пенсии, стипендии и другие виды пособий; - право на труд; - право на бесплатное образование и медицинское обслуживание; - право на жилище; - право на отдых. При переходе к рынку предполагалось ввести дополнительно следующие виды социальных гарантий: - механизм индексации номинальных доходов; - право на пособие по безработице; - право на получение дифференцированного минимума оплаты труда (независимо от форм собственности); - право на собственность и доходы от нее; - право бедных на получение социальной помощи. Особая роль в новой системе социальных гарантий отводится разработке бюджета прожиточного минимума (БПМ). В СССР по данным 1998г. в среднем на душу населения его размер был определен в 105 рублей (что в современных ценах соответствует доходу примерно 6 тыс. рублей на одного человека). Оценивая этот показатель, сторонники перехода к рыночной экономике справедливо отмечали, что в новых условиях уровень БПМ должен быть выше, чтобы гарантировать удовлетворение не только первоочередных потребностей, но и свободу потребительского выбора, возможность роста и совершенствования. Что же мы имеем по этому критерию на практике после почти двух десятилетий реализации плана рыночных реформ? Выше уже называлась цифра за 2005г. уровня БПМ – 3 тыс. рублей по сопоставимому набору благ, входящих в потребительскую корзину. Вместо того, чтобы пополнить, корзина заметно похудела. Можно бы было объяснить некоторое снижение уровня социальной защиты законами трансформационного спада, но ведь такой спад в экономике планировалось преодолеть за 500 дней. А прошло уже более 5 000 дней! Вывод очевиден – социальная политика в период перехода к рынку за рассматриваемый период оказалась не эффективной, собственно этот вывод читателю уже известен из материалов предыдущих параграфов, где проводились примеры по оценке уровня жизни в разных странах. Однако для более правильной оценки состояния дел в социальной сфере необходимо рассмотреть эту проблему в динамике за годы рыночной реформы в России. Общая тенденция в динамике социальных показателей за этот период такая же, как и по большинству других экономических параметров. В период 1990-1998гг. происходит резкое ухудшение состояния дел в социальной сфере, а затем в период 1999-2006гг. наблюдается тенденция положительного изменения ситуации по целому ряду основных характеристик. Например, по показателю реальных доходов на душу населения можно отметить следующую тенденции: если уровень 1989г. принять за 100%, то в 1998г. реальные доходы сократились до 53 %, а в 2006г. их уровень составил 110% (по данным журнала «Эко» №9, 2007г.). Наметившаяся четкая тенденция выхода из кризиса как в целом по экономике, так и в социальной сфере поддерживается правительством страны путем разработки дополнительных мероприятий на ближайшую перспективу. Важнейшим элементом современной социальной политики стала разработка и осуществление мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов (2006г.): «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье». Цель проектов – придание дополнительного импульса развитию наиболее важных с социальной точки зрения направления в российской экономике, обеспечивающих повышение качества жизни. Принципиальной особенностью нацпроектов является их инновационная составляющая. Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием самых передовых технологий. Здесь и компьютеризация всех школ, и обеспечение доступа к Интернету, и оборудование медицинских учреждений новейшими приборами диагностики и лечения, и финансовая поддержка вузов, использующих наиболее эффективные методы и формы обучения. Важно учесть, что необходимые для реализации приоритетных проектов дополнительные финансовые ресурсы изыскиваются не за счет ослабления внимания и финансирования других сфер и отраслей экономики, а за счет накопленных резервов. В проекте «Развитие агропромышленного комплекса» особое внимание уделяется следующим направлениям работы: - развитие животноводства; - поддержка малых ферм хозяйствования; - создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - обеспечение доступным жильем молодых специалистов. Первые результаты проекта АПК показали эффективность принятых мер – впервые за многие годы удалось остановить процессы деградации в сельском хозяйстве, обеспечить достаточно стабильные результаты по производству важнейших видов сельхозпродукции. Для обеспечения этой программы в 2006г. более, чем в 2 раза возросли расходы федерального бюджета на сельское хозяйство, предусмотрено обеспечить 100 млрд. руб., кредитов для развития животноводства, закупается 50 тыс. голов племенных животных, планируется построить 754 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов. В рамках проекта «Образование» обеспечить существенный рост расходов федерального бюджета – 35 млрд. руб. в 2006г. и 55 млрд. руб. в 2007г. против 5млрд. в 2005 году. Завершен отбор инновационных вузов – 17 вузов страны получают дополнительные возможности для развития. В числе этих вузов названы 7 московских, а по Приволжскому федеральному округу прошли отбор следующие 3 вуза: Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Самарский государственный аэрокосмический университет им. Королева и Пермский государственный университет. В почетном списке также вузы Санкт - Петербурга, Томска, Таганрога, Владивостока, Краснодара. По проекту «Доступное жилье» акцент делается на 2 главных момента: существенный рост объемов малоэтажного строительства и расширение ипотечного кредитования. В перспективе поставлена задача довести объемы строительства жилья в России до 130-140 млн.м2 в год, а для начала – строить 80 тыс. м2 к 2010 году. Для обеспечения проекта «Здоровье» только в 2006 году были выделены дополнительные средства порядка 30 млрд. руб. для проведения диспансеризации работающих граждан, оказание необходимой поликлинической помощи пенсионерам, по программе «Родовой сертификат». Проведена компания по повышению зарплаты, в первую очередь для участковых терапевтов. Следующим шагом намечается рост зарплаты и другим категориям медицинских работников. Завершая обзор приоритетных национальных проектов, следует еще раз подчеркнуть, что они решают довольно скромную задачу в сфере социальной политики – остановить ухудшение социального климата в России и дать хотя бы небольшой импульс к дальнейшему существенному росту социальных показателей развития нашего общества. Особенно остро стоит вопрос пенсионного обеспечения подавляющего большинства граждан страны. В кризисные 90-е годы XX века в нашей стране реальный размер назначенных пенсий снизился в несколько раз. Например, в 1999 году этот показатель составлял всего лишь 30% от уровня 1990 года. После 2000г. динамика постепенно улучшается, но и по данным на 2007 год пенсия в России по отношению к средней зарплате составляет всего лишь около 25 %, в то время как в других странах этот показатель составляет от 50 до 80% (да и в России до перехода к рынку пенсия была по размеру около 60% к средней зарплате). По отношению к прожиточному минимуму пенсионера средняя пенсия в последние годы составляет всего лишь около 100-105%, т.е. большинство пенсионеров вынуждены жить на границе нищеты. Таким образом, очевиден вывод о том, что в сфере социальной политики, несмотря на положительные тенденции в период после 2000г., есть еще много проблем, требующих повышения внимания к решению этих вопросов со стороны государства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная политика в России» з дисципліни «Основи економіки і теорії ринку»