ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Основи економіки і теорії ринку

История развития, необходимость и сущность предпринимательства
Вопросы развития предпринимательства являются актуальными на протяжении многих десятилетий и являются предметом активных дискуссий как на международном и государственном уровнях развитых и развивающихся государств, так и в различного уровня (международных, национальных и локальных) научно-академических сообществах, предпринимательских и общественных объединениях.
В любом обществе все сферы деятельности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Но именно экономика определяет динамику, основные условия, уровень жизни общества в целом и каждого его гражданина в отдельности. Составляющая часть экономической истории многих современных государств – это история предпринимателей, чья упорная деятельность на протяжении многих поколений создала основы могущества этих стран и определила их место в мире. Без целеустремленного труда предпринимателей невозможно представить высокий экономический, научно-технический, культурный и интеллектуальный уровень ведущих стран запада (США, Англии, Германии, Японии и многих других). Именно предпринимательство, эффективно организовывая труд людей, умело и экономно используя ресурсы, обеспечивает высокий уровень благосостояния в этих странах.
Вообще, история предпринимательства уходит в глубь веков: еще в древних обществах под предпринимателями понимали лиц, занимавшихся торговой или другой общественной деятельностью. Так, в римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность (особенно коммерческая), а под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось, прежде всего, в отношении лиц, занимавшихся внешней торговлей.
В XVII веке получает свое развитие понятие «предпринимательского риска», когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта была ранее оговорена, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей.
В экономической литературе понятие «предприниматель» претерпело значительные изменения с момента своего первого употребления в научном обиходе. Обычно выделяют четыре исторических периода (этапа), в каждый из которых экономическая категория «предпринимательство» имела свои специфические особенности:
1. Начало XVIII – середина XIX вв.: в этот период понятие «предприниматель» впервые появилось в качестве научного термина в экономической литературе и ассоциировалось, как правило, с понятием «собственник». Известный английский экономист начала XVIII в. Ричард Кантильон разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной. Таким образом, согласно Кантильону, риск – это главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
Адам Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т. п.
Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный французский экономист конца XVIII - начала XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства, как посредника, обладателя знаний и опыта.
2. Конец XIX – начало ХХ вв.: этот период в научном осмыслении предпринимательства связан с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Джозеф Шумпетер (1883-1950гг.). В своих новаторских работах он рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития, поскольку предприниматель – это человек, берущийся за осуществление новых комбинаций факторов производства (изготовление нового, неизвестного потребителям блага; открытие новых способов производства (технологий) или коммерческое использование уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой и т.п.). По мнению Дж. Шумпетера, такая особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация, лежит в основе экономического развития.
При этом Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:
1) потребность в господстве, власти, влиянии;
2) воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой;
3) радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
3. Начало – середина ХХ в.: в этот период происходит переход от теории монофункциональности предпринимательской роли к полифункциональной модели предпринимательства, когда становится понятным, что предприниматель должен осуществлять одновременно несколько разнородных видов деятельности (производить закупку материалов, осуществлять найм работников и управление персоналом, осваивать или расширять рынки сбыта и т.п.). Подобное изменение понимания предпринимательства произошло в результате теоретических изысканий Дж. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.
Этот период в эволюции теории предпринимательства отличается сосредоточением внимания исследователей на особых личностных качествах предпринимателя (таких, как способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей и др.) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в экономической системе. Так, А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.
4. Конец ХХ – начало ХХI вв. – это современный этап развития теории предпринимательской функции, который связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя. В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству.
Термин «интрапренер» (англ. intrepreneur) был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо, подразумевавшим под ним человека, осуществляющего фактическое руководство политикой и принятием решения фирмы. Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства: поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий.
В целом, предпринимательство следует рассматривать в трех аспектах:
1. Как экономическую категорию – с этой точки зрения при характеристике предпринимательства центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Т.е. частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д.
В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие); б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).
Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная и частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.
2. Предпринимательство как метод хозяйствования имеет главным своим условием самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности прав и свобод: по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.
Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.
3. Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.
Т.е. бизнесом может заниматься человек, обладающий знаниями в избранной сфере деятельности, стремлением достичь определенных успехов и готовый отказаться от прежней работы (карьеры) и изменить свой образ жизни. Нужно также иметь уверенность в том, что создать свое дело вполне реально, поскольку для этого существуют необходимые возможности. Немаловажное значение в решении стать предпринимателем имеет наличие начального капитала или возможность привлечь финансовые средства со стороны.
К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предпринимательство – это особый вид деятельности, предусматривающий наличие у субъектов определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения: свободное проявление инициативы, новаторство, поиск нетрадиционных решений, расширение масштабов и сфер деятельности. Предприниматели свободны в выборе направлений и сферы своей деятельности, методов ее осуществления, в принятии хозяйственных решений и выборе средств их реализации, в формировании производственных программ и выборе источников финансирования, в выборе каналов и методов сбыта;
экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства состоит в получении максимально возможной прибыли. Предприниматель полностью распоряжается прибылью, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, он самостоятельно устанавливает цены и тарифы на производимую продукцию и оказываемые услуги, определяет системы и размеры оплаты труда работающих по найму. В то же время, преследуя свои сугубо личные цели и интересы при получении высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественных целей и интересов;
хозяйственный риск и ответственность. При любых вариантах и расчетах неопределенность и риск остаются, поэтому предприниматель идет на риск сознательно, он рискует не только своим имуществом, временем и репутацией, но и вложенными средствами – своим капиталом и/или капиталом своих компаньонов;
новаторство, стремление вводить в оборот на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии. Предпринимательство и новаторство (новые формы организации и развития бизнеса) в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.
Основным критерием предпринимательской деятельности является рентабельность самостоятельно осуществляемого дела. Предприниматели целенаправленно внедряют новые методы производства и распределения, чтобы снизить издержки, и осваивают новые виды продукции и услуг, чтобы получить максимальную прибыль. (см. тему 7, §7.4).
Рыночная экономика невозможна без предпринимательства, которое в рыночных условиях становится особым фактором производства – в силу той особой роли и значимости, которую оно имеет для каждой отдельной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют кратко как «экономику свободного предпринимательства».
В Гражданском кодексе РФ (ст. 2, 2.3) предпринимательство характеризуется так: «Предпринимательской является самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Однако такое определение не полностью отражает сущность предпринимательства, состоящую, прежде всего, в инициативном, инновационном характере деятельности предпринимателя – свободного и активного человека, умелого организатора и руководителя, рационально и эффективно использующего имеющиеся производственные ресурсы.
Как отмечается в Послании Президента РФ Федеральному собранию за 2007г., «там, где развивается малый бизнес, меньше бедных, ниже показатели смертности и формируется средний класс, являющийся залогом социально стабильного и экономически развитого общества». Тем самым роль предпринимательства, как важного компонента новой структуры экономики, весьма значительна и состоит в следующем:
Предпринимательство выступает гарантам социально-экономической стабильности общества и повышения общественного благосостояния, уровня жизни людей, поскольку формирует средний класс – ту социальную группу населения, которая не только обеспечивает прожиточный минимум (выступает потребителем конечной продукции), но и создает сбережения в виде вкладов в кредитно-сберегательные учреждения (что способствует развитию банковской и финансовой сфер страны), финансирует культурно-развлекательную сферу, туризм.
Предпринимательский сектор насыщает местный рынок отечественными товарами и услугами, развивая и поддерживая отечественное производство, повышая конкурентоспособность экономики страны и уровень бытового обслуживания населения.
Роль предпринимательской деятельности проявляется в росте деловой и экономической активности населения (что ведет к общему экономическому росту и повышению занятости через создание дополнительных рабочих мест), а также в повышении уровня подготовки кадров.
Предпринимательский сектор является весомым источником пополнения государственного бюджета страны, обеспечивая стабильное поступление налогов в бюджетную систему.
Создание новых предприятий выступает инструментом привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны.
Развитие малого предпринимательства способствует повышению уровня экономической свободы, формированию гражданского общества.
Учитывая важную роль предпринимательства, государство в условиях рыночной экономики должно решать различные задачи (табл. 17.1) и выполнять соответствующие функции (табл. 17.2) по регулированию и поддержке предпринимательства.
Таблица 17.1

Задачи государственного регулирования предпринимательства

Наименование Содержание
1 2
1.Обеспечение организационно-
правовых основ предпринимательской деятельности Определение в законодательстве правового положения субъектов хозяйственной деятельности; определение порядка образования и регистрации фирм, их ликвидации фирм (банкротства), правил и стандартов учета и отчетности; защита различных прав (собственности, потребителей, товарного знака и т.д.); установление порядка стандартизации и сертификации продукции.
2.Создание и обеспечение правовых условий функциониро-вания рыночного механизма Создание условий добросовестной конкуренции и свободы предпринимательства, обеспечение свободы перемещения рабочей силы, товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках; регулирование
3.Установление и обеспечение соблюдения правил и этико-правовых норм предпринимательства Установление норм и правил административной и деловой этики и контроль за их соблюдением; ведение борьбы с коррупцией, вымогательством, взяточничеством, мошенничеством; осуществление контроля за незаконной деловой практикой и принятие мер по борьбе с легализацией доходов от незаконного бизнеса (отмыванием денег).

Продолжение табл. 17.1
Наименование Содержание
1 2
4.Обеспечение повышения эффективности производства хозяйствующими субъектами Оптимизация структуры и размещения производства; создание благоприятного инвестиционного климата для местных и иностранных инвесторов и др.
5.Оказание содействия предпринимателям в их хозяйственной деятельности

Финансирование и кредитование бизнеса; создание условий непосредственной поддержки предпринимательской деятельности путем организации научных и учебных центров, инновационных и страховых фондов, предоставления информационных и консультационных услуг
6.Обеспечение социально-экономических основ предпринимательства Разработка норм трудового законодательства и контроль их соблюдения; обеспечение справедливых основ частного найма и оплаты труда, стимулирование роста занятости и увеличения числа рабочих мест; создание безопасных условий труда и жизнедеятельности; обеспечение образования и профессионального обучения
7.Реализация политики охраны окружающей среды Формирование условий для разработки, внедрения и использования в предпринимательской деятельности эко-технологий, развитие рынка экологических благ и услуг

Таблица 17.2

Функции государственного регулирования предпринимательства

Наименование Содержание
1 2
1.Функция организации Законотворчество, создание и обеспечение организационно-правовой основы предпринимательской деятельности
2. Функция координации Формирование конкурентной среды, координация деятельности предпринимательского сектора на основе создания соответствующих условий
3.Функция руководства макроэкономикой Деятельность государства, направленная на обеспечение макроэкономической стабильности, оптимизацию структуры экономики, стимулирование экономического роста, обеспечение основ социально-экономического развития с цель развития предпринимательского сектора
4.Функция содействия развитию предпринимательства Оказание финансовой и организационной помощи частным предпринимателям в их хозяйственной деятельности

Подводя итоги всему сказанному, предпринимательскую способность можно определить как один из экономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического развития. Уникальность значения предпринимательского потенциала состоит в том, что именно благодаря нему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, информация. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиционная активность, технологические нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала.
При этом, очевидно, залогом успешной реализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко конкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «История развития, необходимость и сущность предпринимательства» з дисципліни «Основи економіки і теорії ринку»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Правила вживання апострофа
СТРУКТУРА ГРОШОВОГО РИНКУ
Технічні засоби для організації локальних мереж типу TOKEN RING; ...
Розвиток пейджингу в Україні
Морфологія, словотвір і синтаксис


Категорія: Основи економіки і теорії ринку | Додав: koljan (30.10.2012)
Переглядів: 1326 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП