В экономической науке имеются два подхода по решению вопроса потребительского поведения: кардинализм и ординализм. Обе точки зрения верны, т.к. нашли подтверждение своей теории практикой. При решении задачи потребительского поведения ответы будут совпадать, но способы решения будут разные. Прежде чем изучить различные теории потребительского поведения, необходимо разобраться с рядом экономических категорий. Под полезностью понимается способность товара удовлетворить ту или иную потребность потребителя. Ценность – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить. Бывают ситуации, когда ценность может быть неимоверно высока. Классическим примером может служить фраза «полцарства за коня». Стоимость товара определяется, как было изучено ранее, на основе пересечения кривых спроса и предложения. Точка пересечения определяет равновесную цену и объем производства. Категории ценность, полезность, стоимость нужны для выявления потребительского излишка. Потребительский излишек – это разница между той ценой, которую согласен заплатить покупатель, и рыночной ценой, т. е. разница между ценностью и стоимостью. К примеру, Вам учебник по экономической теории так необходим, что Вы согласны заплатить за него 350 рублей, а на рынке он стоит - 300 рублей. Ваш потребительский излишек будет составлять: 350 – 300 = 50 рублей. Потребительский излишек надо знать как категорию для того, чтобы понимать, как монополист переводит потребительский излишек в свою монопольную прибыль.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Потребительский излишек» з дисципліни «Основи економіки і теорії ринку»