С институциональной точки зрения основная функция государства — спецификация и защита прав собственности. Суть ее состоит в том, что индивиды делегируют государству часть своих прав по контролю своей деятельности. Защиту прав собственности и доступа к ресурсам могут осуществлять сами экономические агенты. Простым примером этого является установление очереди по принципу «приоритета первого» (first came — first served). Однако попытки самостоятельной спецификации и защиты прав собственности рождают, как минимум, две проблемы. Во-первых, на защиту прав собственности отвлекаются за счет производственной деятельности значительные ресурсы. Во-вторых, появляется тенденция к решению возникающих конфликтов исключительно на основе агрессии и насилия. Например, в Калифорнии в период «золотой лихорадки» (вторая половина XIX в.) практически каждый «старатель» имел оружие. Не зря, поэтому шестизарядный кольт был назван «великим уравнителем» прав собственности. Чтобы избежать эскалации использования насилия для спецификации и защиты прав собственности, участники контракта делегируют право контроля за его исполнением третьей стороне — государству, которое может наряду с контролем использовать насилие. Но вдумаемся, что означает тот факт, что индивиды делегировали часть своих прав государству? Это означает, во-первых, что у государства возникли права собственности и, во-вторых, для реализации этих прав государство стало использовать номенклатурно-объемный механизм. Институты индивидуальной частной собственности и торговой сделки дополняются институтами общей частной собственности бюрократии и планирования. Номенклатурно-объемный механизм в смешанной рыночной экономике обычно называют государственным регулированием. Под личиной государственного регулирования он принимает самые разнообразные формы. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование. К административным формам относятся: лицензирование, квотирование, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и др. Правовое регулирование осуществляется на основе законодательства через систему управления норм и правил. Правила поведения предусматривают систему наказаний: «Для обеспечения такого общественного блага, как законопослушание должно быть произведено такое общественное «антиблаго», — как наказание» . Издержки наказания включают два элемента — издержки выявления нарушителей и издержки наказания нарушителей. Последние и есть «антиблаго». Никакое наказание не возмещает полностью ущерба, не восстанавливает status guo ante. Однако наказания должны применяться, чтобы нарушения не совершались в будущем. Экономическое регулирование имеет разнообразные формы. Государство может принимать как прямое, так и косвенное участие в экономике. Прямое участие предполагает наличие государственной собственности на имущество и создание своих фирм. Недаром японские экономисты называют государство большим акционерным обществом, в котором ему как собственнику государственного имущества принадлежит контрольный пакет акций. Прямое экономическое регулирование означает также безвозвратное финансирование отраслей, территорий, предприятий в форме дотаций, пособий, доплат из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального, регионального и местных уровней. Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. Косвенное регулирование означает государственную собственность на финансовые ресурсы, поступающие через налоги. При этом важно эффективно распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами, либо создавая новые государственные фирмы, либо представляя государственные заказы частным организациям. К косвенным формам относятся кроме того рычаги амортизационной, таможенной политики и т. п. Важное значение имеет также создание каналов обмена информацией. Информационная структура рынка позволяет его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками. Государство осуществляет также разработку стандартов мер и весов, что позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг. Для оценки степени прямого и косвенного участия государства в экономике используются две группы показателей. К первой относится удельный вес государственной собственности и количество занятых в государственном секторе. Ко второй — доля государственных расходов в ВНП (ВВП), в инвестициях и в государственном потреблении. Масштаб государственного вмешательства в экономику стран различен. При этом «чисто» рыночных стран с нулевым государственным вмешательством не существует, отсутствуют и страны с нулевым рыночным хозяйственным механизмом. С точки зрения сочетания частных и государственных форм собственности все они являются разновидностями смешанной экономики. Правда волна приватизации 80-х гг. подвергла модели смешанного хозяйства существенной модификации. Во-первых, если раньше смешанное хозяйство характеризовалось государственным сектором, то в последствии произошло размывание границ между частнопредпринимательскими и государственными формами. Во-вторых, появилась тенденция сокращения прямого государственного предпринимательства с одновременным сохранением косвенных рычагов в руках государства. Однако каким образом происходит конкретное соединение институтов рынка и институтов плана? Чтобы разобраться в этом воспользуемся двухсекторной моделью, в соответствии с которой возникновение той или иной хозяйственной системы ставится в зависимость от различных характеристик разделения труда. В предыдущих темах изучалось их влияние на становление рыночной и плановой экономик. Теперь задача состоит том, чтобы разобраться, как под влиянием различных характеристик разделения труда возникает ситуация неопределенности, при которой экономика перестает быть ни «чисто рыночной», ни «чисто плановой», а становится смешанной. Обратимся снова к таблице 5.3. В таблице приведены два столбика крайних значений. В левом столбике указаны те крайние значения, которые формируют ситуацию, изображенную на рис. 18.1, то есть чисто рыночную экономику. Правый столбик отражает крайние значения, предполагающие плановое хозяйство.
Рис. 18.1. Структура экономики, предполагающая рынок
В этом случае, как известно, линия АD сливается или почти сливается с линией FN. Однако характеристики разделения труда часто принимают такие значения, когда линия AD, смещаясь вниз, не сливается с линией FN, и как бы «зависает» в промежуточном положении (рис. 18.2).
Рис. 18.2. Структура смешанной экономики рыночного типа
На рис. 18.2 масштабы ресурсонедостаточного сектора имеют три значения: а) KMNE; б) KMN’E’; и в) KMN’’E’’. Если ресурсонедостаточный сектор имеет величину KMNE, то прибыль всех субъектов системы равна прямоугольнику FADN и это, как отмечалось, чисто рыночная ситуация. Если масштаб ресурсонедостаточного сектора возрастает до значения KMN’E’, прибыли капиталистов сокращаются, но они все же достаточны для поддержания их частной инициативы. Однако, если масштабы ресурсонедостаточного сектора начинают колебаться в интервале от KMN’E’ до KMN’’E’’, то прибыль сокращается еще больше и варьирует на площади A’’A’D’L. Мы попадаем в зону неопределенности, где могут действовать как рыночные стимулы, так и плановые регуляторы. Именно в этой зоне неопределенности появляется возможность и необходимость государственного регулирования. Характеристики разделения труда могут оказывать и иное действие (рис. 18.3). На рис. 18.3 показана ситуация, когда пропорция между ресурсонедостаточным и ресурсоизбыточным секторами такая же, как и на рис. 18.1 и капиталисты могут получать нормальную прибыль на вложенный капитал.
Рис. 18.3. Нарушение механизма ценообразования, ведущее к образованию смешанной экономики
Но при этом, иные характеристики разделения труда переместили линию AD в положение A’D’. Это перемещение породило ситуацию в экономике, когда субъекты ресурсоизбыточного сектора получают огромные прибыли, а субъекты ресурсонедостаточного — не покрывают даже затрат. Здесь тоже есть поле для деятельности бюрократии. Рассмотрим некоторые характеристики разделения труда из табл. 5.3, ведущие к «дрейфу» рыночной экономики в ситуации, представленной на рис. 18.2 и 18.3. Характеристика 2: конкуренты. При рассмотрении чисто рыночной ситуации предполагалось, что конкуренты отсутствуют. В качестве примера уже приводилась ситуация в Англии в первой половине XIX века, когда она первой осваивала промышленное производство, была «впереди планеты всей» и никто не составлял ей конкуренцию. Однако отвлечемся от данной ситуации и допустим, что появилась некая экономика, которая пытается специализироваться на пионерных продуктах. Но у нее имеется конкурент с масштабным пионерным сектором экономики. В этом случае рассматриваемая нами экономика вынуждена конкурировать с ним и расширять масштаб своего пионерного сектора, доводя его до уровня конкурента. Если в этой экономике базовый сектор фиксирован и происходит расширение пионерного, то возникает ситуация, изображенная на рис. 18.4.
Рис. 18.4. Возникновение смешанной экономики вследствие наличия внешнего конкурента
На рис. 18.4 на графике «а» изображена конкурирующая хозяйственная система с пионерным сектором KMNE, на рис. «б» — изучаемая хозяйственная система. Хозяйственная система на рис. «б» имеет зону неопределенности, обозначенную фигурой A’’A’D’D’’. Попытка расширить свой пионерный сектор до масштабов конкурента ведет к тому, что линия AD, предполагающая рынок, смещается в зону неопределенности (A’’’D’’’, рис. «б»). Тем самым создаются предпосылки для усиления институтов государства. Характеристика 6: удельная ресурсоотдача базового сектора. Она в рыночной ситуации высокая, т.е. продуктивность всех субъектов хозяйства, располагающихся в базовом секторе, значительно превышает их затраты, что можно увидеть на рис. 18.1. Но если предположить постепенный отход экономики от этого параметра, то линия BM (рис. 18.1) начинает опускаться вниз, тогда и линия выручки тоже перемещается в зону неопределенности. Характеристика 7: масштаб базового сектора. Под влиянием целого ряда факторов, например, выработки каких-либо месторождений, масштаб базового сектора может сократиться, значит, фигура OBMK на рис. 18.2 станет меньше за счет перемещения оси У вправо. Следовательно, если пионерный сектор фиксирован, то нагрузка на ресурсы базового сектора возрастает, значит и на этот раз линия AD начинает смещаться так, как показано на рис. 18.2. Вывод: характеристика 7, как и предыдущая, влияет на переход экономики в зону неопределенности. Характеристика 8: удельная ресурсоемкость пионерного сектора. При рассмотрении этого фактора предполагается, что линия MG располагается так, как изображено на рис.18.2. Однако предположим, что появилась новая волна научно-технического прогресса и эта линия начинает смещаться вниз. Тогда новые субъекты пионерного сектора или те же самые субъекты, осваивающие новое поколение пионерных продуктов, на фиксированную величину затрат, которая изображена в виде четырехугольника KMNE, получают меньшую отдачу. Следовательно, при фиксированном базовом секторе экономики нагрузка на него начинает увеличиваться. То есть, по мере накопления указанных факторов ситуация все больше смещается в зону неопределенности, т.е. смешанности. Характеристика 9: масштаб пионерного сектора. В рыночной экономике он относительно невелик. Однако по ряду причин пионерный сектор может испытывать тенденцию к расширению. Одна из них указана при анализе характеристики 2: это конкуренция. Но даже при ее отсутствии существуют другие, такие, как НТП (скажем решение глобальной экологической проблемы), который объективно связан с расширением пионерного сектора. Значит, при фиксированном базовом секторе нагрузка на него возрастает. Опять возникает ситуация, ведущая к прежнему выводу: экономика перемещается в зону неопределенности. Характеристика 11: концентрация производства. Концентрация производства, как известно, лежит в основе его монополизации. Практика свидетельствует о том, что в базовом секторе темпы ее роста бывают выше, чем в пионерном. В этой ситуации выгоды монополистов базового сектора очевидны. Монополисты базового сектора с легкостью завышают цены на свою продукцию и занижают цены на продукцию более конкурентного пионерного сектора. Возникает ситуация, изображенная на рис. 18.3, когда монополисты получают хорошую выручку за счет завышенных цен, а более конкурентные субъекты пионерного сектора эту выручку себе обеспечить не могут. Хотя этот же график свидетельствует, что, с точки зрения пропорции между секторами, выручка субъектов пионерного сектора может быть вполне нормальной. Характеристика 19: привлекательность пионерных продуктов для потребителей базового сектора. Пионерный продукт может быть привлекательным или непривлекательным в зависимости от того, готовы за него платить субъекты базового сектора или нет. В рыночной ситуации базовый и пионерный секторы могут торговать потому, что пионерный продукт привлекателен. Представим себе, что в результате нового цикла НТП привлекательность пионерных продуктов снижается. В итоге возникает ситуация, изображенная на графике 18.3, когда с точки зрения пропорций выручка могла бы быть нормальной, но, т.к. продукция пионерного сектора не привлекательна, ее готовы покупать только по низким ценам. Характеристика 20: удельный вес общественных продуктов. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создание и реализация общественных благ является задачей государства. Общественные блага не являются однородными: они выступают как чисто — и частично общественные блага. Производство чисто общественных благ (национальная оборона, охрана общественного порядка и др.) полностью возлагается на государство. В то же время создание частично общественных благ (образование, здравоохранение, социальное страхование) может осуществляться как государством, так и частным сектором экономики. При этом государство берет на себя и гарантирует лишь такой уровень потребления частично общественных благ, который в данный момент может быть обеспечен ресурсами государственного бюджета. Когда количество общественных продуктов возрастает, тогда в структуре экономики появляется все больше продуктов, за которые платит государство. Напрямую это, не относится к взаимоотношениям секторов, но нарастание данного явления способствует усилению государственного перераспределения ресурсов, потому что государство должно изъять как у субъектов базового сектора, так и у субъектов пионерного сектора часть выручки и через бюджет профинансировать производство общественного продукта. Следовательно, опять возникает ситуация, когда нагрузка на прибыль субъектов экономики начинает нарастать. Подведем предварительные итоги. Из 21 характеристики, содержащейся в табл. 5.3, мы рассмотрели 8, которые изменили свое значение и показали, как возникли ситуации, изображенные на рис. 18.2 и 18.3. Необходимо понимать, что все характеристики разделения труда в реальном хозяйстве действуют одновременно и при этом принимают различные значения. Это одновременное и разнонаправленное действие порождает бесконечное множество комбинаций рынка и плана. Посмотрим теперь как связаны конкретные изменения характеристики разделения труда со столь же конкретными мерами государственного регулирования рынка. Читатель очевидно помнит, что рис. 18.1 свидетельствует об отсутствии государственного вмешательства и о существовании только субъектов базового и пионерного секторов, которые торгуют между собой и теоретически могут без налогов и государственных программ осуществлять нормальное воспроизводство. В основе такого положения дел — значения характеристик разделения труда, отраженные в левом столбце табл. 5.3. Предположим теперь, что при прочих равных условиях, в хозяйственной системе повысился уровень монополизации базового сектора и снизилась привлекательность пионерных продуктов для потребителей базового сектора. Изобразим эту ситуацию при помощи упрощенной двухсекторной модели с равенством предельных продуктов производства внутри секторов (рис. 18.5). Рассмотрим первую ситуацию. На рис. 18.5 относительная монополизация базового сектора и относительная непривлекательность пионерных продуктов привели к тому, что линия AQ смещается в положение A’Q’, линия QD перемещается в положение Q’’D’’. Это значит, что у базового сектора цены завышены, а у пионерного занижены и он обречен на исчезновение. Что в этой обстановке могут сделать чиновники? Они могут установить верхний и нижний потолки цен на базовую и пионерную продукции. Верхний потолок цен на продукцию монополистов должен обеспечивать им максимальную выручку на уровне AQ. Нижний потолок цен на продукцию субъектов пионерного сектора должен обеспечивать им выручку на уровне QD.
Рис. 18.5. Двухсекторная модель хозяйственной системы при допущении равенства предельных продуктов внутри секторов
Следовательно, задача по сути дела состоит в том, чтобы потолками цен перераспределить в пользу пионерного сектора ресурсы в размере AA’Q’Q и возместить нехватку ресурсов в пионерном секторе в размере Q’’QDD’’. Предположим, что привлекательность пионерного продукта ниже чисто рыночной, но достаточно высокая. В результате монополисты базового сектора, для которых чиновники установили потолки цен (чем они недовольны), стали все-таки покупать пионерный продукт, т.к. он им необходим. Значит, в этой ситуации потолки цен (верхний и нижний) сработали. Что следует подчеркнуть, говоря о потолках цен? Главным образом то, что когда чиновники рассчитывали эти потолки цен, они руководствовались объемно-номенклатурным, плановым механизмом, потому что критерием установления этих потолков цен явились объемы перераспределения ресурсов из базового сектора в пионерный в конкретной номенклатуре продукции как базового, так и пионерного секторов. Возникает ситуация, когда до линии AD действует рыночный механизм, а как только выручка уперлась в потолок AQ, срабатывает объемно-номенклатурный механизм. И в пионерном секторе также: когда мы находимся выше линии QD — действует рыночный механизм, на линии QD работает план. Вторая ситуация. Допустим, привлекательность продуктов пионерного сектора стала еще ниже. Тогда потолки цен не срабатывают, потому что, когда чиновники установили для предприятий пионерного сектора верхний потолок цен, монополисты стали игнорировать пионерные продукты. Возникает вопрос, как чиновники должны поступить в данном случае, когда потолки цен не работают? В такой ситуации следует ввести налоги и дотации. Для субъектов базового сектора вводится ставка налогообложения как соотношение величин OA’Q’K и AA’Q’Q. Для субъектов пионерного сектора — дотации в общей сумме Q’’Q’DD’’. Именно в подобной ситуации возникает бюджетное финансирование. Самое главное здесь то, что мы получаем теоретическую базу для определения ставок налогообложения и размеров дотаций. Ставка налогообложения конкретного субъекта базового сектора является результатом перераспределения определенного объема ресурсов, которые нужны для пионерного сектора. Размеры дотации тоже являются результатом распределения общего объема дотаций среди конкретных субъектов пионерного сектора. Согласно рис. 18.5 все собранные налоги ушли на дотирование действующих субъектов пионерного сектора (AA’Q’Q = Q’’Q’DD’’). Представим, что данное сообщество нуждается в расширении пионерного сектора на величину ENN’E’ (рис. 18.6). В бюджете нет средств для финансирования этих капиталовложений. Допустим, также, что правительство проводило политику сокращения количества денег в обращении. Если денег в обращении мало, то и плата за них высокая. Это означает высокую ставку процента. В условиях высокой ставки процента предприниматели вообще осуществляют меньше инвестиций. И тем более они не хотят вкладывать денги в рискованный пионерный сектор. В такой ситуации правительство может попытаться стимулировать приток частных инвестиций в сегмент ENN’E’ путем увеличения количества денег в обращении и снижении на этой основе ставки процента.
Рис. 18.6. Структурная ситуация, стимулирующая политику низких процентных ставок и расширения программирования
Однако если предприниматели ни на каких условиях не желают вкладывать деньги в сегмент ENN’E’, государство вынуждено будет повысить ставку налогообложения и, за счет дополнительно собранных средств, осуществить государственную программу развития сегмента ENN’E’. Здесь номенклатурно-объемный механизм проявит себя в наиболее чистом виде. Мы последовательно связывали характеристики разделения труда с регулированием цен, финансовой, денежно-кредитной политикой и программированием. Но если мы сегментируем базовый и пионерный секторы, то получим модель, где все четыре вида государственного регулирования будут существовать не последовательно, а параллельно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Моделирование смешанной рыночной экономики» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»