В условиях разделения труда продукты, произведенные отдельными специализированными субъектами, не могут удовлетворить их потребности. Чтобы получить в свое распоряжение комплекс продуктов, пригодных для потребления, необходимо обменять один специализированный продукт на определенный набор других продуктов. В условиях индивидуальной частной собственности обмену принадлежит особая роль. Он принимает форму торговой сделки и является основной формой экономической связи между индивидуальными частными собственниками. Отсюда и название — рыночная экономика. Маржиналисты вообще ставят фазу обмена на первое место и с нее начинают изложение экономической теории. Однако мы должны помнить, что исторически и логически первыми являются производство и потребление. Распределение и обмен как самостоятельные, развитые стадии воспроизводства возникли позже. В реальности распределение и обмен тесно переплетены друг с другом. Чтобы средства производства и рабочая сила реально распределились по отраслям, капиталисты должны купить их на рынке. Чтобы землевладелец, капиталист и лица наемного труда получили реальные доли произведенного продукта, продукт должен быть продан на рынке, а рента, прибыль, процент и заработная плата в свою очередь использованы на покупку необходимых товаров. Главный обмен деятельностью между людьми происходит на рынке, где встречаются продавец и покупатель. Покупатель предъявляет спрос, продавец предлагает товар. Взаимный обмен между ними совершается в соответствии с ценами на товар. Таким образом, основные переменные, которые определяют рыночные связи — это спрос, предложение и цена. Возникает вопрос: как миллионы разрозненных действий людей, покупателей и продавцов, преследующих свои собственные цели, достигают в сумме некоторого общего и рационального результата: спрос удовлетворен, производство получило необходимые ресурсы? В свое время Адам Смит подметил эту закономерность и назвал силы, приводящие к экономическому порядку, «невидимой рукой» рынка. Преследуя, свой частный интерес, участники обмена достигают позитивного результата для всего общества. Важнейшая функция цен — давать информацию о состоянии (возможностях и ресурсах) рынка и тем самым «подсказывать» субъектам рыночных отношений наиболее эффективную форму участия в экономическом процессе. Если относительная цена на товар растет, это означает, что потребители готовы за этот товар платить более высокую цену. Производитель готов увеличить его производство, так как теперь продукт, на который цена относительно выросла, будет давать ему и относительно больше прибыли. Когда достигается баланс между теми, кто готов купить данный товар по данной цене, и теми, кто готов его по этой цене продать, наступает состояние равновесия, а сама цена является равновесной. Особенности становления цены в капиталистическом (рыночном) хозяйстве будут зависеть от типа конкуренции, которая может быть совершенной или несовершенной. Рынок является совершенно конкурентным, если выполняются следующие основные условия. 1) Каждый участник мал относительно размеров рынка; никто, не может оказать влияние на рыночную цену своими индивидуальными действиями. 2) Продаваемые каждым производителем продукты однородны. 3) Покупатели хорошо информированы о ценах. Соблюдение второго и третьего условий означает, что покупателям безразлично, у какого производителя покупать товар. И если последний поднимет цену, то потеряет своих покупателей. 4) Продавцы действуют независимо друг от друга. Они не вступают в сговор между собой по поводу цен. Каждый производитель выбирает лучший для себя объем производства. 5) Фирмы-производители могут свободно покидать отрасль или входить в нее, что позволяет фирме выбрать наиболее эффективный вид деятельности, поддерживать «конкурентное давление» в отрасли. Совершенная конкуренция — условие реализации ценового рыночного механизма, выполнения им его функций без какого-либо директивного управления их единого центра, а также условие самонастройки экономической системы через достижение ею состояния равновесия. В реальной жизни в рыночной экономике как бы эффективна она ни была, возникают проблемы и противоречия, которые рыночная экономика не может решить на основе своего собственного механизма. «Слабости» рынка проявляются в том, что в ряде случаев частные результаты (выгода для отдельных лиц) не совпадают с общественной выгодой и не приводят к желаемому общественному результату. Могут расходиться затраты и конечные общественные результаты. Например, затраты могут быть слишком велики, чтобы частное лицо взяло их на себя, а результаты общественно значимы настолько, что общество не может отказаться от данного вида деятельности. Например, рынок перестает быть эффективным при регулировании производства общественных товаров, таких, как общественный транспорт, оборона, система общего образования, многие элементы городского хозяйства. Эти товары и услуги предполагают общественное потребление. Одним из побочных результатов экономической деятельности человека является загрязнение окружающей среды, что рынок своим собственным механизмом не может предотвратить. Для капиталистической экономики характерны колебания в общем уровне цен, производства, занятости. Эти колебания цикличны и периодически создают общую нестабильность. Рынок не всегда может эффективно определить общий уровень экономической активности или отреагировать на ее изменения. Существуют два базисных принципа, которые определяют поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца): закон спроса: при прочих равных условиях покупатель склонен покупать больше продукта, когда его цена низка, и меньше, когда она высока; закон предложения: если прочие условия остаются без изменения, то продавец склонен продавать больше продукта, когда его цена высока, и меньше, когда она низка. Рыночный спрос представляет собой суммарный спрос всех покупателей данного продукта по данной цене. Это может быть рыночный спрос локального рынка (например, спрос на хлеб в данном городе, сельской местности) или национального рынка (спрос на зерно, сталь и т.п.). Кривая, предложения показывает количество товаров, которое продавцы готовы продать по альтернативным ценам в данный момент времени. Это количество товаров по данной цене есть количество предложения со стороны данного продавца. Когда количество товаров, которое желает купить покупатель и продать продавец по существующей цене, совпадает, спрос и предложение балансируются. Цена же в таком случае получает название равновесной (рис. 11.3). Если цена устанавливается выше или ниже равновесного уровня, то рыночные силы заставляют ее двигаться к точке равновесия: при высокой рыночной цене продавцы конкурируют между собой, и цена будет снижаться, а при низких ценах покупатели конкурируют между собой, и цена будет расти. Таким образом, при свободной конкуренции рыночный механизм автоматически приспосабливает предложение к спросу с помощью колеблющихся цен и изменяющегося количества предложенного товара. Любое изменение в спросе и предложении вызывает изменение рыночных цен и количества продаваемых товаров (рис. 11.3). Рыночный механизм позволяет достигать индивидуальных целей каждому участнику.
Рис. 11.3. Взаимодействие спроса и предложения
Исследование обмена в двухсекторной модели мы оставили на уровне общей характеристики индустриальной стадии разделения труда (рис. 9.5.с – 9.7.с). Обмен на этом уровне анализа был еще абстрактным и мог принять форму как торговой сделки, так и номенклатурно-объемного взаимодействия поставщика и потребителя. Однако мы не раз в предыдущих главах приходили к выводу, что обмен в форме торговых сделок возможен при определенном сочетании характеристик разделения труда (глава 5). Сейчас мы исходим из того, что необходимое сочетание этих характеристик имеется. В результате обмен осуществляется не в форме номенклатурно-объемного механизма, а именно в форме торговой сделки (рис. 11.4). Четырехугольник OADE, как не раз отмечалось, отражает совокупную выручку субъектов экономики (S).
Рис. 11.4. Структурные предпосылки осуществления торговых сделок
Эту выручку они получили, продавая свою продукцию по рыночным ценам. Допустим субъект Sn произвел k единиц продукции. Чтобы получить выручку в размере ОА, он должен продать эти k единиц продукции по цене ОА/k. Принципиальная возможность установления такой цены возникает из характеристик разделения труда, в частности из пропорции между базовым и пионерным секторами. Однако характеристики разделения труда задают лишь рамочные условия для формирования цен. Конкретным механизмом, который осуществляет их «тонкую настройку» выступает взаимодействие спроса и предложения на рынке, описанное выше. Отсюда следуют два вывода. Взаимодействие спроса и предложения не являются исходным механизмом функционирования рынка. Исходным механизмом является формирование стоимостных пропорций под влиянием характеристик разделения труда. Меняются характеристики разделения труда и обмен в форме торговой сделки как взаимодействие спроса и предложения становится невозможным. Цена, формирующаяся при взаимодействии спроса и предложения является, как ценой равновесия, так и неравновесия. Она является ценой неравновесия потому, что на ее основе происходит перераспределение базового продукта в пионерный сектор экономики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рыночный обмен» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»