ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Основи теоретичної економіки

Прибыль, конкуренция и эксплуатация
Цель капитала — безграничное возрастание. Возрастание происходит тогда, когда частный собственник продал произведенный товар по рыночной цене, а выручка оказалась больше, чем затраты. Разница выручки и затрат есть прибыль. Прибыль является непосредственным условием и признаком возрастания капитала. Поэтому цель нормального капиталиста — получение прибыли.
Отсюда один из фундаментальных лозунгов рыночной экономики — все должно приносить прибыль! В идеале при капитализме не должно быть неприбыльных предприятий. На практике они конечно есть. Но рассматриваются как нечто аномальное и нежелательное. Можно возразить, что часто встречаются предприятия, которые работают с нулевой или отрицательной прибылью. Однако, получая нулевую прибыль сейчас, любой предприниматель мечтает о сказочных прибылях, которые ждут его впереди.
Здесь возникает важная проблема соотношения стимулов и регуляторов в рыночной экономике. Мы помним, что экономические отношения выполняют две основные функции — стимулирующую и регулирующую. Рыночная экономика в большей степени построена на стимулах, чем на регуляторах. Перед тобой маячит мираж огромной прибыли. Этот мираж выступает мощным стимулом для активной деятельности. Предприниматель рискует, влезает в долги, не ест, не спит, грезя прибылью. При этом никаких регулирующих организаций, ориентиров, гарантий он не имеет: действуя на свой страх и риск, проиграешь — сам виноват.
По этому поводу Й. Шумпетер писал: «Награды достаются талантливым, энергичным, работоспособным, но если бы можно было измерить общий уровень конкретной способности или долю личного вклада в коммерческий успех, мы, наверное, установили бы, что полученный денежный выигрыш не пропорционален ни первому, ни второму показателю. Огромные премии, несоизмеримые с затратой сил, достаются незначительному меньшинству, что стимулирует активность подавляющего большинства бизнесменов, которые получают весьма скромное вознаграждение, либо вовсе ничего…» .
Уже отмечалось, что в индустриальном обществе денежный сектор экономики четко отделяется от реального. Но именно при капитализме роль денег наиболее сильна. Создается впечатление, что власть денег безгранична, что деньги это все. Возникает иллюзия большей важности денежного сектора, чем реального.
Такая роль денег вполне логично вытекает из индивидуальной частной собственности. Если хозяйство атомизировано, раздроблено на бесконечно малые индивидуализированные процессы производства и потребления, то должна быть сила, сводящая эту раздробленность к единой системе. Ведь, несмотря на раздробленность, объекты собственности в национальной экономике представляют взаимосвязанные звенья единого разделения труда. Деньги и выполняют роль такого общего знаменателя, сводящего воедино все индивидуальные капиталы. Если ты получил за свой товар деньги, превратил его в деньги, значит твоя фирма вписывается в систему национального разделения труда. Оно в нем — необходимое звено, и общество, оплатив твой товар, это признает. А если еще сумма денег, которую ты за товар выручил, больше, чем затраченные на его изготовление деньги, значит твоя фирма производит не только нужные системе товары, но производит их эффективно. Вот почему власть денег при капитализме безгранична. Наличие у тебя капитала в производительной форме еще не означает, что ты вписался в разделения труда, наличие капитала в товарной форме — тоже не означает. И только если капитал перешел из товарной формы в денежную, наступает звездный час капиталиста.
Однако здесь возникает один хитрый вопрос. Всегда ли оплата товара и получение капиталистом прибыли означают, что он полезный член общества, а его фирма — необходимое звено общественного разделения труда? Не бывает ли так, что интерес получения прибыли расходится с интересами хозяйственной системы в целом?
Индивидуальная частная собственность порождает еще один важный принцип капитализма — конкуренцию. Конечно, каждый капиталист стремится неограниченно расширять свой капитал. Однако индивидуальная частная собственность на то и индивидуальная, что наряду с этим амбициозным бизнесменом есть другие. Они тоже стремятся к неограниченному расширению своих капиталов. Поэтому конкурентная борьба между ними неизбежна. Как метко заметил П. Козловски: «Конкуренция на рынке — это юридически регулируемое и поставленное в определенные рамки состязание, это, если можно позволить себе такой рискованный парадокс, нечто вроде институализированной, мирной гражданской войны» .
Внутри национального хозяйства конкуренция бывает внутриотраслевой и межотраслевой.
Классическим способом конкуренции является борьба за более низкие цены, ценовая конкуренция. Допустим, в отрасли фирмы, производящие однородный продукт, борются за то, чтобы либо при неизменной цене снизить затраты и получить дополнительную прибыль, либо на основе снижения затрат снизить саму цену и обеспечить себе наибольший объем продаж. И в том и в другом случае победители расширяют свое дело, а проигравшие разоряются.
Конкуренция имеет свои достоинства и недостатки.
К числу достоинств относят стремление просоответствовать запросам потребителей, стремление выпустить максимально возможное количество продукции по наиболее низкой цене.
Недостатками конкуренции считается а) расточение ресурсов в случаях прихода в прибыльную отрасль слишком большого количества фирм и в случаях разрушительной конкуренции; б) угнетение научно-технического прогресса.
Конкуренция может быть международной. Скажем, английские и французские фирмы конкурируют на рынке тканей. Но не надо путать конкуренцию английских и французских фирм и конкуренцию Англии и Франции. Дело в том, что конкуренция национальных экономик не вытекает напрямую из рынка. Здесь, во-первых, конкурируют не индивидуальные капиталы, а хозяйственные системы и, во-вторых, рыночные и плановые хозяйства тоже конкурируют между собой.
Принцип конкуренции пронизывает все капиталистическое сообщество. Все отношения между людьми, даже и не связанные с экономикой, приобретают характер конкурентных. Человеческая солидарность и взаимопощь угнетаются в такой неблагоприятной атмосфере. Конкуренция дополнительно питает дух индивидуализма и инициативы отдельного лица.
Надо все время помнить, что конкуренция имеет в своей основе стремление индивидуального капитала к безграничному расширению. Это означает, что как только у отдельного капиталиста появляется возможность вытеснить конкурентов, он непременно ею пользуется. Поэтому конкуренция содержит в себе монополию и постоянно в монополию перерастает. Экономисты спорят о достоинствах и недостатках монополии. Но надо понимать, что в любом случае шаг в сторону монополии — это шаг от капитализма к некапитализму.
Понятие конкуренции вносит еще один штрих в модель рыночной экономики на рис. 5.1.в. Если раньше на оси x мы обозначили индивидуальных частных собственников, производящих разные продукты, то теперь мы должны признать, что в базовом и в пионерном секторах может быть неопределенное число капиталистов, выпускающих одну и ту же продукцию. И все они конкурируют как друг с другом, так и с капиталистами других отраслей.
Бизнесмен в конкурентной борьбе продал свой товар и в идеальном случае получил хорошую прибыль. Он получил больше денег, чем вложил. Возникает вопрос, откуда берется это приращение денег. Это приращение берется из эксплуатации, которая неизбежна в условиях разделения труда. В принципе, как выяснилось, существует эксплуатация ради богатства и эксплуатация ради прогресса. Но при капитализме они выступают в особой форме. Во-первых, эксплуатацию осуществляет индивидуальный собственник средств производства, либо по отношению к другому собственнику, либо по отношению к тем, кто владеет иными формами индивидуальной частной собственности. Во-вторых, эксплуатация осуществляется посредством торговой сделки.
Рассмотрим сначала эксплуатацию в базовом секторе экономики. Там ведется эксплуатация ради богатства, ибо базовый сектор не является источником прогресса. Здесь капиталисты эксплуатируют тех, кто не владеет средством производства, то есть рабочих. Вот что пишет об этом И. Валлерстайн: «Производственный процесс в капиталистической мироэкономике построен на центральном отношении или противоречии — капитала и труда. Непрерывное функционирование системы имеет своим результатом растущий круг лиц (или скорее домохозяйств), вынужденных участвовать так или иначе в процессе труда либо в качестве производителей, либо получателей прибавочной стоимости.
Государства сыграли важную роль в поляризации населения на тех, кто живет присвоением прибавочной стоимости (на буржуазию) и на тех, из кого прибавочную стоимость выжимают (на пролетариат). Государства влияют на это в силу хотя бы того простого факта, что создали правовые механизмы, не просто позволившие или даже облегчившие присвоение прибавочной стоимости, но и защищающие результаты такого присвоения установлением прав собственности. Они создали институты, обеспечивающие социализацию детей в господствующие роли» .
Однако, изъяв прибавочную стоимость у рабочих базового сектора, капиталист, в идеале, должен купить продукцию пионерного сектора по высокой цене. Тогда часть прибавочной стоимости, созданной в базовом секторе, перераспределится в пионерный. Теперь уже капиталист пионерного сектора эксплуатирует капиталиста из базового сектора ради прогресса.
А рабочих пионерного сектора пионерный капиталист эксплуатирует или нет? Эксплуатирует. Рабочие должны трудиться здесь на таких условиях, чтобы убыточность пионерной продукции была минимальной. То есть, в базовом секторе капиталисты борются за максимум прибавочной стоимости, а в пионерном за ее минимальное отрицательное значение.
При этом обратите внимание, что везде условием эксплуатации является торговая сделка. Капиталист базового сектора купил рабочую силу. Капиталист пионерного — тоже. Потом они покупали и продавали друг другу свою продукцию. Посмотрим теперь на капитал с субъективной точки зрения, с точки зрения психологии. На смену аграрному человеку пришел индустриальный. Но уже аграрный человек был расколот на товарного и планомерного. Поэтому и индустриальный человек как таковой не существует. Он выступает в форме либо рыночного, либо планового человека. Нас сейчас интересует рыночный человек, ибо мы рассматриваем капитализм.
Индустриальная стадия возвела разделение труда на уровень национальной экономики. Значит, внутри капиталистических стран должны были сформироваться типы рыночного лидера и рыночного аутсайдера (рис. 10.1).

Базовый сектор Пионерный сектор
Капиталисты Аутсайдеры как лидеры Лидеры как лидеры
Рабочие Аутсайдеры как аутсайдеры Лидеры как аутсайдеры
Рис. 10.1. Структура экономической мотивации в рыночной экономике

Из рис. 10.1 следует, что нормальные капиталисты обладают двумя психологическими типами в зависимости от того в каком секторе хозяйства они задействованы. В базовом секторе они сочетают в себе психологию и аутсайдера и лидера. Лидерские качества позволяют им эффективно организовывать рабочих. Аутсайдерские черты характера уводят от новаций и способствуют перекачке ресурсов в пионерный сектор.
Капиталисты пионерного сектора — настоящие стопроцентные лидеры. Они и организуют процесс и осуществляют новации.
Психологическая природа индустриального рабочего тоже двойственная. С одной стороны, рабочий должен иметь черты аутсайдера, иначе он не позволит себя эксплуатировать. С другой стороны, рабочие базового сектора дважды аутсайдеры. Их задача работать и молчать. Рабочие пионерного сектора сочетают черты лидера и аутсайдера. Черты лидерства необходимы им для участия в инновационном процессе пионерного сектора.
Все эти основные психологические типы несут на себе печать рыночного человека. Главная черта рыночного человека — индивидуализм. Если аграрный человек, даже товарного типа нес в себе свойство общинного коллективизма и деперсонифицированности, то рыночный человек — это единичная личность максимально оторвавшаяся от коллективного начала. Отсюда такие черты рыночного человека как стремление к индивидуальному успеху, восприятие другого как конкурента, эгоизм и одновременно постоянное стремление любой ценой просоответствовать рыночному опросу, ориентация на собственные силы и ответственность за свои индивидуальные действия.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Прибыль, конкуренция и эксплуатация» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: РОЗВИТОК ПРИНЦИПІВ СИСТЕМНОГО, КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛІННЯ ЯКІСТЮ
ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА ВИДИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА
Інвестиційна стратегія
На наклонной плоскости


Категорія: Основи теоретичної економіки | Додав: koljan (30.10.2012)
Переглядів: 977 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП