Основные направления совершенствования нормативного механизма государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений
Как уже отмечалось в третьей главе, главной особенностью нормативного механизма государственного регулирования товарно-денежных отношений в России является отсутствие в соответствующих государственных актах целостного подхода к обеспечению эквивалентного обмена. В российском законодательстве отсутствуют не только система правовых норм, обеспечивающих устойчивое товарное и денежное обращение, но и такие понятия как «реальный товар», «реальные деньги», «фиктивный товар», «фиктивные деньги», «реальная стоимость», «фиктивная стоимость» и т.д. Отсутствие в государственных правовых актах норм, обеспечивающих эквивалентный товарно-денежный обмен, составной частью которых являются указанные понятия, ведет к многочисленным злоупотреблениям в сфере обмена, нетрудовому перераспределению реальных доходов среди товаропроизводителей, в частности, среди промышленных предприятий. И в этой связи преодоление нарушения реальных стоимостных пропорций в процессе товарно-денежного обмена с целью устойчивого развития отраслей промышленности должно начаться с введения этих понятий в соответствующие нормативные акты государства: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д. По мнению автора, прежде всего в указанные нормативные акты должны быть включены следующие понятия: – обмен товарами – добровольные действия собственников товаров, направленные на замену одних принадлежащих им на правах собственности товаров на другие; – реальная стоимость товара (стоимость товара) – определенное количество общественно необходимого труда, затраченного на производство данного товара и воплощенного в нем; – эквивалентный обмен – обмен товарами, имеющими одну и ту же стоимость; – реальный товар – объект обмена в виде вещи, услуги, информации, который является продуктом затраченного ранее труда и способный удовлетворять потребности людей в момент купли-продажи; – реальные деньги – деньги, эмитированные и введенные в обращение Центральным банком России в соответствии с российским законодательством; – реальные товарно-денежные отношения – отношения, возникающие на рынке между продавцом и покупателем по поводу обмена реальными товарами при участии реальных денег; – фиктивный товар – объект обмена, не отвечающий требованиям, предъявляемым к реальному товару; – фиктивная стоимость – кажущаяся стоимость фиктивного товара, возникающая при купле-продаже последнего; – фиктивные деньги – средства обмена, не отвечающие требованиям, предъявляемым к реальным деньгам; – фиктивные товарно-денежные отношения – отношения, возникающие на рынке между продавцом и покупателем, когда, как минимум, один из объектов обмена является фиктивным и (или) при участии фиктивных денег. В целом предлагаемая автором концепция государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений сводится к тому, чтобы, ограничив торговлю фиктивными товарами, полностью исключить использование в качестве платежных средств фиктивные деньги. Более терпимое отношение к обращению некоторых видов фиктивных товаров (например, ценных бумаг) объясняется тем, что приобретение отдельными субъектами фиктивных товаров, в первую очередь, отражается на имущественном положении самих покупателей «мыльных пузырей» (речь идет о перераспределении реальной собственности между продавцами и покупателями фиктивных товаров в пользу первых). У таких покупателей есть альтернатива: приобретать данный фиктивный товар или отказаться от его приобретения. В то время как использование в качестве платежного средства фиктивных денег, уменьшающее реальную покупательную способность рубля и тем самым наносящее вред имущественным интересам владельцам реальных денег, последних такой альтернативы лишает. Причем тут необходима одна оговорка. Во избежание дестабилизации рынка, государством должен быть установлен переходный период, в течение которого будет осуществляться плавный переход к регулированию фиктивных товарно-денежных отношений, согласно предложенной концепции. По мнению автора, переход к такому регулированию фиктивных товарно-денежных отношений должен составлять не менее 5-10 лет. На этот период может быть разрешена ограниченная торговля всеми известными видами фиктивных товаров при полном запрете на использование в качестве платежных средств фиктивных денег. Совершенствование государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений предусматривает совершенствование нормативного механизма этого регулирования по трем основным направлениям: – торговля фиктивными товарами; – использование в качестве платежных средств фиктивных денег; – международный обмен. А) Торговля фиктивными товарами Как уже говорилось раньше, на рынке фиктивные товары наиболее широко представлены четырьмя группами объектов обмена: – «товары из будущего», т.е. речь идет о реальных товарах, которые в момент совершения сделки купли-продажи в природе не существуют, например, все тот же урожай пшеницы будущего года; – ценные бумаги (акции, облигации, векселя, депозитные (сберегательные) сертификаты и т.д.); – долговые обязательства, возникающие из договоров гражданско-правового характера; – иностранная валюта, обращающаяся на рынке в качестве инструмента сбережения накоплений. В соответствии с предлагаемой автором концепцией государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений, в первую очередь, предлагается установить перечень фиктивных товаров, которые могут выступать в качестве предмета торговли. По мнению автора, в этом перечне могут присутствовать: – кооперационные ценные бумаги и другие обязательства, вытекающие из отношений по поводу объединения имущества разных лиц при создании хозяйственных образований (акции, доли, паи и т.д.); – кредитные ценные бумаги (облигация, вексель); – используемая в качестве инструмента сбережения накоплений инвалюта (частично). Другие фиктивные товары на отечественном рынке (исключая переходный период) обращаться не могут. Все сделки купли-продажи с такими предметами торговли должны признаваться недействительными. В переходный период не включенные в указанный выше перечень фиктивные товары (например, опционы на акции) могут быть реализованы на вторичном рынке лишь в случае прекращения деятельности юридического лица (или смерти физического лица), которое является собственником этих фиктивных товаров. Причем следует подчеркнуть, что ограничения на торговлю отдельными видами фиктивных товаров отнюдь не означает запрет на лежащие в их основе правовые отношения. Скажем, и при введении в действие указанного выше перечня фиктивных товаров, которые могут выступать на рынке в качестве предметов торговли, за коммерческими банками будет сохранено право выписывания векселей, депозитных или сберегательных сертификатов. Другое дело, что эти сертификаты в дальнейшем нельзя будет использовать в качестве предметов торговли или платежных средств. «Товары из будущего». Данный вид объектов обмена представляет собой фиктивные товары, так сказать, в чистом виде. «Товары из будущего» не являются продуктом кооперационных или кредитно-денежных отношений, необходимых для нормального функционирования экономики, и в этой связи большая часть таких предметов торговли может быть сравнительно безболезненно выведена из обращения. Исключение может быть сделано лишь для тех «товаров из будущего», которые используются производителями реальных товаров при получении кредита в качестве залоговой массы. Скажем, речь может идти о залоге урожая пшеницы или улова рыбы будущего года. Однако в этом случае кредитор должен лишаться права свободно распоряжаться такой залоговой массой. Право собственности на залоговую массу в виде «товаров из будущего» может перейти от одного лица к другому лишь в случае смерти (или прекращения деятельности) кредитора, предоставившего кредит под залог в виде фиктивных товаров. Причем, для того, чтобы предупредить возможные злоупотребления в кредитной сфере, связанные с предоставлением кредита под залог в виде «товаров из будущего», законодательство должно предусмотреть обязательное страхование сделок кредитования указанного вида. Ценные бумаги. По характеру правоотношений, фиктивные товары в виде ценных бумаг делятся на две группы объектов обмена: – кредитные ценные бумаги (облигация, вексель, депозитный (сберегательный) сертификат и т.д.); – кооперационные ценные бумаги (акции). При этом кредитные ценные бумаги являются продуктом правоотношений между кредиторами и заемщиками, а кооперационные – между различными лицами, объединившими свое имущество для достижения определенных хозяйственных целей. Говоря о кредитных ценных бумаг, следует учитывать, что при реализации требований, предъявляемых к предоставлению заемных денежных средств с позиции эквивалентного товарообмена (речь идет о предоставлении заемных денежных средств только в обмен на предмет залога в виде реального имущества), кредитные ценные бумаги могут прекратить свое существование сами по себе. Например, вексель. Поскольку необходимость в нем как материальном доказательстве принятых заемщиком обязательств по возврату кредита пропадает. В данном случае обязательства сторон могут быть отражены в типовом договоре кредитования. Другое дело, кооперационные ценные бумаги. Такие ценные бумаги прекратить свое существование не могут. Они будут существовать до тех пор, пока будет существовать кооперация между различными собственниками. Следует отметить, что негативное влияние фиктивных товарно-денежных на устойчивость развития отраслей промышленности может быть устранено, как посредством уменьшения видов фиктивных товаров (ценных бумаг) в обращении, так и уменьшения частоты сделок купли-продажи ценных бумаг на вторичном рынке. На переходный период не входящий в приведенный выше перечень ценные бумаги могут свободно реализовываться лишь на первичном рынке. На вторичном рынке они могут быть реализованы лишь в случае прекращения деятельности юридического лица (или смерти физического лица), которое является собственником ценной бумаги данного вида (например, опциона на акцию). Реализация этого предложения предусматривает государственную регистрацию сделок с ценными бумагами, а также присвоение каждой ценной бумаге определенного идентификационного номера. В противном случае проследить за частотой сделок с фиктивными товарами данного вида будет невозможно. При этом государственная регистрация сделок с ценными бумагами должна носить предельно простой, уведомительный характер. Для уменьшения привлекательности акций как объекта рыночных спекуляций, нередко опирающихся на целенаправленное манипулирование курсовыми стоимостями акций на рынке, предлагается введение налога на разницу между рыночным курсом акций данного эмитента и стоимостью соответствующей этой акции доли собственного имущества данного акционерного общества. Причем стоимость собственного имущества акционерного общества должна рассчитываться на основании величины выплаченных обществом дивидендов и средних депозитных ставок российских коммерческих банков за соответствующий период. Кроме этого, борьба с нарушениями имущественных прав акционеров требует пересмотра устоявшихся форм прекращения правоотношений между акционерами и самим акционерным обществом. Дело в том, что недопустимость свободной купли-продажи фиктивных товаров на рынке лишает акционера возможности выхода из состава учредителей (участников) общества путем продажи принадлежащих этому акционеру акций общества на фондовом рынке. Однако тогда возникает вопрос, каким образом акционер может выйти из акционерного общества, не оказывая влияние на эквивалентность обмена товарами на рынке? В принципе возможны только два пути прекращения правоотношений акционера с данным акционерным обществом без нарушения стоимостных пропорций на рынке реальных товаров: – акционер должен дождаться прекращения деятельности общества и получить свою долю в его активах после продажи имущества общества или в натуральном виде; – акционер должен иметь право на получение своей доли имущества общества в стоимостном или натуральном виде при выходе из общества. Легко убедиться в том, что и в первом, и во втором случае прекращение правоотношений между акционером и данным акционерным обществом не отражается на реальном товарно-денежном балансе на рынке, т.к. не влечет за собой введение в обращение фиктивных товаров в виде акций данного акционерного общества. В законодательство должны быть внесены нормы, исключающие как «производство», так и реализацию вторичных фиктивных товаров, в частности, производных ценных бумаг (например, опциона на акции). В частности, в целях борьбы с экспансией фиктивного акционерного капитала, т.е. «дутого» капитала, необходимо, чтобы учредители акционерных обществ вносили свой вклад в уставный капитал вновь образованных обществ исключительно в виде реальных товаров или реальных денежных средств. Суть ограничений на торговлю облигациями и векселями состоит в следующем. Выпуск (выписывание) этих ценных бумаг возможен лишь в том случае, если он обеспечен залоговой массой в виде реальных товаров или реальных денежных средств. Причем на период существования данной ценной бумаги использование залоговой массы в качестве предмета торговли должно быть исключено. Такие действия должны быть приравнены к мошенничеству. Долговые обязательства, возникающие из договоров гражданско-правового характера. Отказ от использования при обмене в качестве предметов торговли фиктивных товаров, в частности, в виде обязательства о возврате долга, ведет к тому, что из практики взаимоотношений между субъектами обмена, по сути, исчезает само понятие «долговое обязательство». Дело в том, что все многообразие ситуаций с предоставлением заемных средств может быть сведено лишь к двум ситуациям: – заемщик (кредитополучатель) обладает необходимым реальным имуществом, которое он может использовать в качестве предмета залога при получении кредита; – заемщик (кредитополучатель) необходимым имуществом для использования его в качестве предмета залога при получении кредита не обладает. Понятно, что в первом случае долговые обязательства у заемщика перед кредитором не возникают, т.к. формально на время получения-предоставления заемных средств сделка кредитования напоминает обычную сделку купли-продажи. В этой ситуации основанием для имущественных споров между кредитором и заемщиком теоретически может стать только продажа заемщиком предмета залога третьему лицу без согласия кредитора. Однако в этом случае спор между кредитором и заемщиком переходит в область уголовно-правовых отношений, поскольку указанные действия заемщика могут квалифицироваться только как мошенничество. Во втором случае, с позиции обеспечения эквивалентного обмена, заемщик может приобрести имущество в свою собственность лишь на условиях поэтапной оплаты этого имущества, в частности, на условиях финансовой аренды, – когда имущество передается приобретателю в пользование с правом выкупа. Следует подчеркнуть, что в этом случае долговые обязательства у приобретателя имущества перед продавцом этого имущества также не возникают, т.к. до полного расчета продавец и приобретатель становятся коллективными собственниками данного имущества пропорционально той части его стоимости, которая уже оплачена приобретателем. При этом продажа приобретателем неоплаченной части имущества, находящегося в его пользовании, без согласия продавца, как и в предыдущем случае, должна квалифицироваться как мошенничество, что переводит спор из области гражданского права в область уголовного права. Таким образом, соблюдение требований эквивалентного обмена исключает не только куплю-продажу кредитором имущественных прав по договору другому лицу, но и появление самих понятий «долг» и «долговые обязательства» в отношениях между участниками рынка. Разумеется, в практике взаимоотношений участников сферы товарно-денежного обмена может возникнуть ситуация, когда одна из сторон, получив, скажем, по договору купли-продажи деньги за продаваемый товар, не выполняет обязательства по договору и не поставляет товар покупателю в установленные сроки и на оговоренных договором условиях. Однако в данной ситуации речь должна идти не о задолженности продавца перед покупателем, а о присвоении чужого имущества (в данном случае покупателя) путем обмана или злоупотребления доверием, т.е. о мошенничестве. Как и в предыдущих случаях, при урегулировании подобных конфликтов между участниками сделок немедленно должно вступать в силу уголовное право. При этом не переданное по договору купли-продажи имущество при указанных выше обстоятельствах однозначно должно квалифицироваться как «похищенное». Очевидно, что внесение соответствующих изменений в российское законодательство значительно оздоровит обстановку в сфере хозяйственных правоотношений. В частности, такие поправки к законодательству сделали бы практически невозможным одно из наиболее распространенных в современной России преступлений – хищение менеджерами предприятия его имущества путем создания фиктивных долгов с последующим банкротством предприятия и приобретением имущества обанкротившегося предприятия так называемыми «кредиторами», контролируемыми теми же недобросовестными менеджерами. Иностранная валюта, используемая в качестве инструмента сбережения накоплений. Иностранная валюта превращается в фиктивный товар, если она приобретается в целях использования ее в качестве не платежного средства при покупке иностранных товаров, а инструмента сбережения накоплений. Причем в качестве фиктивного товара может использоваться инвалюта, как в наличном, так и безналичном виде. Обеспечение эквивалентного обмена требует, чтобы в гражданское законодательство были внесены изменения, ограничивающие свободную куплю-продажу инвалюты на национальном рынке. Согласно предлагаемым нормам, инвалюта может приобретаться резидентами лишь в том случае, если необходимость приобретения инвалюты вызвана необходимостью покупки иностранных товаров (вещей, услуг, информации). В частности, свободный доступ к инвалюте должны иметь лишь резиденты, отправляющиеся в поездку за границу, а также резиденты, ввозящие в страну импортные товары. Таким образом, обеспечение эквивалентного обмена требует, чтобы обращение инвалюты в качестве фиктивного товара на национальном рынке было полностью исключено. По мнению автора, на практике купля-продажа инвалюты должна осуществляться следующим образом. К торгам на валютной бирже целесообразно допускать лишь уполномоченные банки, которые приобретают инвалюту на основании заявок их клиентов – покупателей иностранных товаров. В дальнейшем, после приобретения инвалюты на бирже, эти же уполномоченные банки будут использовать приобретенную ими инвалюту для оплаты импортных товаров, опираясь на поручения их клиентов. В качестве исключения законодательство может предоставить право Правительству и Центральному банку приобретать инвалюту с целью формирования государственных валютных резервов (стабилизационного фонда). Однако при этом законодательно должен быть установлен предельный размер таких резервов. По мнению автора, с учетом колоссальных сырьевых запасов России, максимальный размер таких резервов не должен быть более: внешний долг России (с процентами) плюс 20–30 млрд долл. Б) Использование в качестве платежных средств фиктивных денег Как уже отмечалось раньше, фиктивные деньги представлены на рынке пятью основными видами платежных средств: – фальшивые деньги; – ценные бумаги; – долговые обязательства, вытекающие из гражданских договоров; – безналичные фиктивные деньги, возникающие в процессе бартерной сделки; – инвалюта, используемая в качестве платежного средства на внутреннем рынке. Исходя из этого, в российское законодательство необходимо включить норму, запрещающую использование фиктивных денег в качестве платежного средства. Таким образом, все сделки, в которых в качестве платежных средств участвуют фиктивные деньги должны изначально признаваться незаконными. Необходимо учитывать, что фиктивные деньги иногда имеют скрытую форму. С позиции обязательного участия денег во всех сделках обмена товарами, безденежный (бартерный) обмен товарами – это вид сделки обмена с использованием безналичных фиктивных денег. Безденежный обмен товарами можно рассматривать как товарно-денежный обмен, особенностью которого является выпуск участниками обмена безналичных фиктивных денег (после завершения обмена эти фиктивные деньги участниками сделки аннулируются). Аналогично происходит и выпуск безналичных фиктивных денег при дарении реальных товаров, если в сделке дарения участвует ограниченный круг лиц, дарящих свои товары друг другу. Таким образом, в российское законодательство должна быть введена норма, ограничивающая не только безденежный обмен товарами, но и дарение товаров и денежных средств. Ограничение свободного дарения товаров и денежных средств может быть реализовано путем введения в практику налогообложения налога на имущество, переходящее от одного собственника к другому, в том случае если эти собственники не являются близкими родственниками. По мнению автора, этот налог должен быть прогрессирующим, а законодательство должно предусмотреть минимальную величину стоимости подаренного имущества, на которое распространяется действие вводимого налога. Однако тут необходимо сделать оговорку. Известно, что в условиях роста общественной производительности труда в реальном выражении абсолютную неизменность реальной покупательной способности денег в течение длительного периода времени нельзя сохранить в принципе. Поскольку наблюдаемое в этих условиях увеличение количества товаров на рынке (при неизменном количестве денег в обращении) ведет и к увеличению реальной покупательной способности денег. В этой связи для реальных товаров, обращающихся на вторичном рынке (речь идет о товарах, бывших в употреблении), в первую очередь, для потребительских товаров, в законодательстве может быть сделано исключение. Для этой группы товаров может быть сохранена возможность безденежного обмена (мены). В) Международный обмен Говоря о формировании нормативного механизма обеспечения международного эквивалентного товарно-денежного обмена, следует учитывать основное требование международного эквивалентного обмена: «Все выводимые из обращения на национальном рынке экспортируемые реальные товары должны быть замещены импортируемыми реальными товарами в равных стоимостных пропорциях». Исходя из этого, возможны два принципиально разных подхода к организации внешнеторговых сделок. Первый подход основан на положении, согласно которому национальные товары могут быть реализованы только за национальную валюту. При таком подходе нерезиденты могут приобрести российские товары только после того, как принадлежащая им инвалюта будет реализована на российском валютном рынке за рубли. С позиции обеспечения эквивалентного товарообмена, преимущества такого подхода очевидны, т.к. возникающий при этом рыночный курс инвалюты по отношению к рублю, с учетом выполнения ряда требований, предъявляемых к приобретению инвалюты резидентами, будет равен реальному. Второй подход допускает возможность реализации экспортируемых российских товаров нерезидентам за иностранную валюту. И хотя такой подход не обеспечивает полную эквивалентность международного обмена, в определенных условиях он может быть реализован на практике. Правда, с одним ограничением. Суть этого ограничения состоит в том, что полученная экспортерами инвалютная выручка должна быть реализована на внутреннем валютном рынке в полном объеме. То есть речь идет об установлении норматива обязательной продажи валютной выручки в размере 100 %. При выполнении этого условия установившийся на внутреннем валютном рынке рыночный курс инвалюты по отношению к рублю также будет равен паритетному. По мнению автора, одной из мер уменьшения привлекательности фиктивных товаров как объекта инвестиций может стать внесение изменений в законодательство по поводу учета стоимости фиктивных товаров. Суть этих изменений состоит в следующем. Все фиктивные товары должны отражаться в балансе предприятия (раздел «Активы») с учетом их реальной стоимости, т.е. равной нулю. (При этом специфика учета фиктивных стоимостей требует, чтобы величина «Пассивов» была уменьшена на величину номинальной стоимости фиктивных товаров.) Указанная норма позволит инвесторам получить более точную информацию о реальном имуществе данного предприятия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные направления совершенствования нормативного механизма государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений» з дисципліни «Державне регулювання фіктивних товарно-грошових відносин»