Маркировка — это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и др. Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в соответствующих стандартах. Для большинства товаров основными реквизитами маркировки являются сведения о предприятии-изготовителе (наименование, адрес, товарный знак), наименование изделия (продукта), обозначение нормативного или технического документа, дата изготовления, артикул, сорт, некоторые потребительские характеристики, условия хранения, срок годности и др. Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую части, а также штрихкоды, пиктограммы, объемно-пространственные изображения. Пиктограммы (символы) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и др. С учетом возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре. В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и др. Товарный знак — это обозначение (словесное, изобразительное, объемное, а также их комбинации), позволяющее отличить товары одних изготовителей от однородных товаров других. Товарный знак является визитной карточкой предприятия (рис. 11.1).
Рис. 11.1. Товарные знаки: а — ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов»; б — ОАО «Московский межреспубликанский винодельческий завод»; в — ОАО «ЛОМО»; г ~ ОАО «Донской табак»; д — ОАО «Соликамскбумпром»; е — ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод»; ж — ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод»; з -ФГУП Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод»
Процесс создания товарного знака достаточно сложный. Во многих случаях полезно сотрудничество специалистов в области товароведения, маркетинга, психологии, юриспруденции и др. 1ачинать разработку товарного знака необходимо с изучения рынка, на котором он будет использоваться. Далее следует определить основные характеристики товаров, их особенности, условия производства и потребления. Полагается дать точную характеристику потребителей. Затем необходимо проверить товарный знак а чистоту. Для этого следует обратиться в Агентство по патентам товарным знакам, которое рассматривает поданную заявку и принимает решение о регистрации товарного знака или об отказе регистрации. Основания, по которым обозначения исключаются из правовой охраны в качестве товарных знаков, могут быть следующими: обозначения не обладают различительной способностью (отсутствие оригинальности и индивидуальности, состоящие из отельных букв, чисел, простых изображений товаров и их наименований, аббревиатуры однотипных предприятий и др.); обозначения представляют собой государственные гербы, флаги и эмблемы, наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения; обозначения вошли во всеобщее употребление как названия товаров определенного вида — свободные знаки, которые широко используются различными организациями и воспринимаются потребителями в качестве наименований товаров определенного вида (например, «шашечки» на такси); обозначения являются общепринятыми символами или терминами; обозначения конкретно указывают на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товара, а также место и время его производства и сбыта; обозначения противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали, а также изображения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; обозначение воспроизводят известные на территории РФ фирменные наименования, а также промышленные образцы, принадлежащие другим лицам; обозначения воспроизводят названия известных в РФ произведений науки, литературы и искусства или используют персонажи цитаты из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права; обозначения воспроизводят фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных людей без их согласия или согласия их наследников или компетентного органа; обозначения тождественные или сходные до степени смешения с ранее зарегистрированными или поданными на регистрацию в РФ другим лицом в отношении однородных товаров или товаров, охраняемых без регистрации по международным договорам РФ. Последнее требование закрепляет за товарными знаками принцип относительной, а не абсолютной новизны, т.е. использование только на территории РФ. Это означает, что регистрация того или иного обозначения в качестве товарного знака в какой-либо другой стране не препятствует признанию данного обозначения товарным знаком в РФ, если иное не вытекает из международных договоров. Товарный знак регистрируется Агентством по патентам и товарным знакам, где осуществляется проверка их охраноспособности и новизны. На зарегистрированный товарный знак выдается охранный документ — свидетельство. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая от даты поступления заявки в Агентство. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца товарного знака каждый раз на 10 лет. Право на использование товарного знака охраняется Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения» от 23.09.99 № 3520-1. Товарный знак несет патентно-правовую, рекламную и коммерческие функции. Патентно-правовая функция заключается в том, что товарный знак должен быть оригинален и неповторим, его владелец имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его применение другими физическими или юридическими лицами. Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения владельца. Владелец Может предоставить право пользования своим товарным знаком другому лицу по договору уступки (смена владельца знака), исключительной лицензии, неисключительной лицензии. Все договоры о передаче прав на товарный знак должны быть зарегистрированы в Агентстве по патентам и товарным знакам. Рекламная функция заключается в том, что товарный знак должен привлечь внимание потребителя и вызвать у него желание приобрести товар именно этого изготовителя-владельца товарного знака. Товарный знак должен выделить своего владельца среди других, для этого он должен отличаться своеобразием и выразительностью. Товарный знак должен легко запоминаться и в нем желательно обозначить связь с товаром. Хорошо, если товарный знак прямо или косвенно указывает на область деятельности его владельца. Это особенно важно для изготовителей, которые недавно появились на рынке. Коммерческая функция заключается в том, что товарный знак должен способствовать продвижению на рынке товаров конкретного владельца товарного знака, защищать эти товары от подделок и обеспечивать увеличение прибыли от реализации товаров. Товарный знак определенного изготовителя должен успешно конкурировать с другими товарными знаками, для этого он должен отличаться лаконичностью, притягательностью. Товарный знак должен легко запоминаться потребителями. Знаки соответствия — это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, подтверждает ее безопасность. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Примером регионального знака соответствия может служить знак европейского экономического сообщества «СЭ» (рис. 11.2, а).
Рис. 11.2. Знаки соответствия: а — директиве ЕС; б — государственным стандартам России; в — стандартам Японии; г — стандартам Германии; д — стандартам Франции
Комиссия ЕС определила следующие основные критерии применения «CЕ»: знак должен применяться исключительно для индикации соответствия существующим директивам и поэтому полностью заменяет все национальные законодательства в этой области; знак должен означать или показывать, что продукция и (или) производитель соответствуют существующим требованиям, производитель (импортер или третье лицо) провел необходимые действия по оценке соответствия, и продукция может быть размещена на рынке без ограничения; знак должен проставляться на продукцию, но особыми директивами может разрешаться размещение знака на упаковке или в сопроводительной документации; знак должен проставляться при соответствии продукции всем существующим требованиям, относящимся к ней. Если продукция подпадает под действие нескольких директив, то проставление знака будет означать соответствие этим директивам. Лица, ответственные за проставление знака, должны обеспечивать исполнение всех директив; знак не должен указывать на директивы и (или) стандарты, которым соответствует продукция. Эта информация должна содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах; знак «CЕ» не подтверждает проведение особой процедуры оценки соответствия, однако, когда третья сторона принимает участие в одной из частей производственной фазы этой процедуры, ей рекомендуется за знаком «CЕ» проставлять свой штамп (знак, клеймо), указывающий на ее участие; знак должен содержать две последние цифры года простановки; так как знак «CЕ» означает соответствие законодательству, национальные знаки соответствия европейским и национальным стандартам действуют, но не отражают соответствие законодательству Европейского сообщества. Таким образом, «CЕ» — единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам Европейского сообщества. Процедура оценки соответствия Европейским нормам может проводиться производителем продукции и организациями, уполномоченными ЕС. В последнем случае знак «CЕ» дополняется эмблемой организации, проводящей оценку соответствия. Знак соответствия директивам ЕС («CЕ») становится фактором конкурентоспособности, его можно увидеть на продукции ряда ведущих изготовителей. Это свидетельствует о высоком качестве продукции и пристальном внимании, уделяемом компаниями вопросам безопасности и экологичности своей продукции. К этому должны стремиться и отечественные производители. Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ (рис. 11.3).
Рис. 11.3. Манипуляционные знаки: а — «Осторожно, хрупкое!»; б — «Крюками непосредственно не брать!»; в — «Верх не кантовать»; г — «Боится нагрева»; д — «Боится нагрева и радиоактивных источников»; е — «Место строповки»; ж— «Боится сырости»; з — «Центртяжести»; и — «Не катить»; к — «Подвод тележки запрещен»; л — «Штабелирование ограничено»; м — «Зажимы располагать здесь»; н — «Соблюдение интервала температур»
Некоторые особенности эксплуатации или потребления товаров также могут маркироваться с помощью соответствующих знаков. Такая маркировка может указывать на способы обращения с товаром и упаковкой, ухода за товарами, его хранения и использования. Например, на товарном ярлыке и контрольной ленте швейных и трикотажных изделий помещают символы для ухода за изделиями при стирке, глажении, химической чистке, отбеливании и сушке после стирки (рис. 11.4).
Рис. 11.4. Символы по уходу за изделиями (варианты): I: а — стирка, включая замачивание, полоскание, нагревание, механическое воздействие; б — кипячение и машинная стирка без особой осторожности; в — машинная стирка при температуре не более 95 °С при умеренном режиме работы стиральной машины; г — только ручная стирка при температуре не более 40 °С; д — изделие не должно подвергаться стирке; II: а — отбеливание; б — отбеливание средствами, выделяющими хлор; в - нельзя отбеливать средствами, выделяющими хлор; III: а — глажение; б~ глажение при температуре нижней плиты утюга не более 200 °С; в — глажение при температуре нижней плиты утюга не более 150 °С; г — глажение при температуре нижней плиты утюга не более 110°С; д — изделие не должно подвергаться глажению; IV: а — химическая чистка с применением органических растворителей; б — химическая чистка с применением всех общепринятых органических растворителей; в — химическая чистка с применением тетрахлорэтилена (перхлорэтилена), бензина, трифтортрихлорэтилена или монофтортрихлорэтан; г — химическая чистка с применением только бензина и трифтортрихлорэтана; д — изделие не должно подвергаться химической чистке; V: а — сушка после стирки в машине или другим подходящим способом; б — сушка в барабанной сушилке, когда не требуется особой осторожности; в — сушка в подвешенном состоянии; г — сушка на плоской поверхности в разложенном виде
Предупредительные знаки наносят на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку. Они уведомляют потребителя об опасности при эксплуатации (потреблении), транспортировании и хранении товара. Существуют различные международные требования по классификации и маркировке опасных веществ и материалов (ОВМ), разработанные Организацией Объединенных Наций (ООН), Международной организацией труда (МОТ), Европейским сообществом (ЕС) и др. Наиболее распространены системы маркировки, используемые при транспортировании опасных веществ и материалов и основанные на рекомендациях ООН. Предлагаемые требования к составу и содержанию маркировки рассчитаны, в первую очередь, на массового потребителя и содержат объем информации, который в большинстве случаев можно разместить на упаковке. Источником более подробной информации должен служить Паспорт безопасности вещества. Маркировка опасных грузов должна соответствовать ГОСТ 19433 — 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Опасные вещества должны маркироваться надписью: «Осторожно! Данные о безопасности (безвредности) данного вещества (материала) и характера его воздействия на человека и окружающую среду отсутствуют». При осуществлении экспортных поставок допускается производить маркирование согласно требованиям заказчика. Предупредительная маркировка должна включать в себя следующую информацию: наименование вещества, торговую марку и общепризнанные синонимы; серийный номер ООН и классификационный шифр вещества (действующий стандарт на классификацию и маркировку опасных грузов); сигнальное слово, выделяемое жирным шрифтом и используемое для привлечения внимания пользователя: «Опасно!» — большая степень риска, характеризуемая высокой вероятностью летального исхода или тяжелых повреждений; «Осторожно!» — средняя степень и потенциальная угроза риска нанесения ущерба для здоровья людей и состояния окружающей среды; символы, соответствующие видам опасности, присущим веществу, которые должны сопровождаться надписями, характеризующими вид опасности, и выполняться черным цветом на оранжевом или желтом фоне. При отсутствии общепризнанных символов для некоторых видов опасности (например, опасная реактивность, несовместимость при взаимодействии с водой) вместо символа приводится характеризующая вид опасности надпись. Если потребительская тара является одновременно и транспортной (контейнеры, баки, бутылки и др.), то при наличии на упаковке знака опасности допускается символы опасности в составе маркировки не приводить; описание опасности, представляемой веществом, пути проникновения и возможные последствия от его воздействия (включая хроническое) на человека и окружающую среду. Для смесей веществ дополнительно приводятся наименование и количество опасных веществ, содержащихся в данной упаковке; меры предосторожности и средства защиты, необходимые для безопасного обращения с веществом. При необходимости указывают информацию об обращении с веществом по истечении установленного срока использования, способах его безопасной утилизации, а также описание мер на случай чрезвычайных ситуаций (пожаров, аварий и т.д.); меры первой помощи при наличии симптомов поражения веществом, срочность, средства и действия неотложной помощи при поражении, а также в нужных случаях — необходимость немедленного обращения в медицинские учреждения; данные поставщика (наименование, адрес, телефон, телеграф, телефакс, E-mail, при наличии, для возможного обращения за требуемой информацией по безопасному обращению с веществом; обозначение партии продукции; количество вещества, находящегося в маркируемом контейнере. Допускается применение общепризнанных символов и знаков для предоставления информации по средствам защиты, мерам предосторожности и первой помощи. Для краткой характеристики опасности и описания советов по безопасному обращению с веществом рекомендуется использовать основные выражения и соответствующие им коды ( R-фразы с соответствующими R-кодами) и (S-фразы с соответствующими S-кодами). Например: К 29 — при контакте с водой выделяется токсичный газ; S 30 — избегать контакта содержимого с водой. Если малые размеры упаковки с веществом не позволяют разместить на этикетке всю предупредительную информацию, то на ярлыке помещают: наименование вещества, сигнальное слово, символы опасности, R- и S-коды и, если позволяют размеры этикетки, то стандартные R- и S-фразы; данные поставщика; обозначение партии продукции; указание об источниках полной информации по безопасному обращению с веществом. Материалы, содержащие некоторые опасные вещества (свинец, кадмий, хлор и др.), должны маркироваться дополнительными данными. Например, для материалов, содержащих кадмий или его сплавы и используемых для пайки, надо дать следующее предостережение: «Осторожно! Содержит кадмий. При использовании образуются опасные пары. Использовать с соблюдением требований безопасности». Значительное место в маркировке занимают различные знаки безопасности. При разработке различных стандартов в разделах по общим принципам знаков безопасности и изображения опасности указывается, что цель знака — предупредить об имеющейся или потенциальной опасности, определить ее существенность, возможные травмы и другие последствия, а также дать инструкцию, как избежать опасности. В конкретных стандартах по безопасности предлагаются оптимальные формы и размеры панелей для нанесения знаков, устанавливается, что на панели с сигналом опасности наносятся слова: опасность — белым или красным цветом, внимание — черным или оранжевым, осторожно — черным или желтым. Экологические знаки наносятся на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении товара. Экологический знак «Зеленая точка» (рис. 11.5) применяется в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упаковке указывает на возможность ее переработки или возврата. Продукция, маркированная знаком «Голубой ангел», соответствует установленным требованиям, выполнение которых гарантирует экологическую безопасность. Например, автомобиль, имеющий такой знак, оборудован надежной системой очистки выхлопных газов. Другие экологические знаки информируют потребителя о различных показателях экологических свойств реализуемых товаров, что нередко служит основным критерием их выбора. Различают транспортную маркировку и маркировку товаров. Транспортная маркировка (маркировка груза), известная также как погрузочная разметка, выполняет три основные задачи: идентифицирует груз для перевозчиков и других лиц, участвующих в транспортировании и взаимодействующих с ними во время перевозки и транзита; указывает грузополучателю на соответствующие порядок и деятельность для обеспечения правильной доставки груза. Маркировка должна наноситься несмываемой водостойкой краской и позволять отличить груз одного получателя от остальных грузов; предупреждает об опасности, которая может возникнуть в случае ненадлежащего обращения с грузом. Маркировка груза (транспортной тары) должна содержать следующие сведения: наименование производителя, страны происхождения (для товаров, поступающих по импорту), отправителя (поставщика) и получателя груза; пункты назначения и отправления; общие сведения о транспортируемом товаре; номера контракта и места; символы по погрузке и выгрузке (например, «Не кантовать», «Верх», «Низ», «Стекло» и др.). Иногда требуется дополнительная информация, например масса брутто, масса нетто, а также предупреждающие знаки, предусмотренные специальными правилами в соответствии со свойствами перевозимого товара или наносимые отправителем из соображений безопасности транспортирования или осторожности, для правильного обращения с грузом. При отгрузке товара несколькими партиями маркировку следует унифицировать, предусмотрев изменения для порядковых и фактических номеров ящиков, контейнеров и др. Важным элементом маркировки является штриховой код. Информация, заложенная в штриховом коде, предназначена в первую очередь для продавцов, а затем — для потребителей. Штриховой код обязателен при проведении внешнеторговых операций, сертификации импортных товаров. Отсутствие штрихового кода является причиной снижения конкурентоспособности товаров. Существует несколько видов стандартов товарной нумерации EAN-13, EAN-8, DUN-14, UPC, которые служат для кодирования товаров.
Рис. 11.5. Пиктограммы экологической маркировки: а — знак «Зеленая точка»; б— знак «Голубой ангел»; в — знак экомаркировки ЕС; г — знак «Белый лебедь», используемый в Скандинавских странах; д — экознак Японии; е — знаки, указывающие на восстанавливаемую или поддающуюся вторичной переработке упаковку; ж — знаки, призывающие беречь окружающую среду; з — знак, обозначающий выполнение изготовителем требований по сохранению озонового слоя Земли; и — экознак «Берегите леса и зеленые насаждения»; к — знак «Исследован на пригодность для пищевых продуктов»; л — экознак, проставляемый на бумаге, полученной из вторичного сырья (США); м — экознак «Продукция не тестируется на животных»
Универсальный товарный код UPC (Universal Product Code) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая применяется в качестве международной: EAN-8 — восьмизначная версия международного товарного кода EAN, EAN-13 — тринадцатизначная версия международного товарного кода EAN, DUN-14 — четырнадцатизначная версия кода транспортной упаковки. UPC — универсальный товарный код (американский код), LAC — локально присвоенный код. Присвоение кодов товарам, их нанесение и использование регулируются международными неправительственными организациями: Советом по применению унифицированных кодов (UCC) в США и Канаде, Международной Ассоциацией товарной нумерации EAN и ее представителями в 79 странах мира. Стандарты кодов EAN и UPC служат для однозначной идентификации товаров. Их не используют для классификации товаров, но отдельные цифры в номере несут информацию о товаре, его качестве, времени производства, серийном номере. Номер товара является уникальным и неповторяющимся. Изделия с различными потребительскими свойствами обязательно имеют различные коды. Групповые упаковки должны иметь код отличный от кода товаров, которые в нее входят. Различные коды имеют также транспортные упаковки различной емкости. Однако изделия, которые могут одновременно являться и транспортными упаковками и потребительскими товарами (например, коробка с 12 бутылками минеральной воды, блок сигарет), маркируются по правилам, относящимся к потребительским товарам. Для маркировки большинства потребительских товаров используются номера стандарта EAN-13, состоящего из 13 знаков (13 цифр под штрихами и пробелами) и имеющего следующую структуру (рис. 11.6): первые два (три) знака — код страны, обозначающий, членом какой национальной организации товарной нумерации является изготовитель (или иная организация) (табл. 11,1); следующие пять (четыре) знаков — номер, присваиваемый изготовителю или иной организации, реализующей товар. Данные об этих номерах содержатся в базах данных национальных организаций товарной нумерации. При этом следует иметь в виду, что единой международной базы не существует, а сведения некоторых национальных организаций можно запросить в соответствующей организации. В России код предприятия можно найти по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
Рис. 11.6. Штриховой код стандартов EAN-13 (а) и EAN-8 (б) далее пять знаков — код товара, присваиваемый предприятием, с учетом его потребительских свойств товара, упаковки, массы и т. п. Предприятие может, по своему усмотрению, использовать номера товара для внутренней классификации продукции. Классификация не является обязательной, ее правила устанавливает предприятие без согласования с национальными организациями. Предприятие несет всю ответственность за присвоение уникальных неповторяющихся номеров отдельным изделиям в соответствии со своей номенклатурой, т.е. за недопущение присвоения одинаковых номеров двум разным товарам. Предприятие доводит до сведения своего торгового партнера информацию о штриховом коде товара; 13-й знак (последний) — контрольное число. Рассчитывается для проверки правильности присвоения номера и считывания символа. Контрольное число кода стандарта EAN-13 рассчитывается по следующему алгоритму: 1) складывают цифры, стоящие на четных местах; 2) полученную сумму умножают на 3; 3) складывают цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольного числа; 4) складывают результаты, полученные в пп. 2 и 3; 5) в полученном результате не учитывают все цифры кроме последней; 6) из 10 вычитают результат, полученный в п. 5. Пример. Проверка правильности контрольного числа в №4676221357467: 1) 6 + 6 + 2 + 3 + 7 + 6 = 30 2) 30 • 3 = 90 3) 4+7 + 2+1 + 5 + 4 = 23 4) 90 + 23 = 113 5) 113 6) 10 - 3 = 7 Короткий номер стандарта EAN-8 предназначен для нумерации малогабаритных товаров, на которых трудно или невозможно разместить стандартный номер EAN-13. Использование короткой версии кода ограничено, оно признается целесообразным, если стандартный символ занимает более 'Д печатной поверхности упаковки. Короткие номера используют на товарах, предназначенных для реализации через розничную торговлю. EAN-8 имеет следующую структуру: первые два (три) знака — префикс, обозначающий код страны; следующие пять (четыре) знаков — номер товара, присваиваемый непосредственно национальной организацией товарной нумерации, он не соотносится со стандартными номерами EAN-13, используемыми данным предприятием; восьмой знак (последний) — контрольное число, рассчитываемое по следующему алгоритму: 1) складывают цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольного числа; 2) полученную сумму умножают на 3; 3) складывают цифры, стоящие на четных местах; 4) складывают результаты, полученные в пп. 2 и 3; 5) в полученном результате не учитывают все цифры, кроме последней; 6) из 10 вычитают результат, полученный в п. 5). Пример. Проверка правильности контрольного числа в № 46142740: 1) 4+1+2 + 4= 11 2) 11-3 = 33 3)6+4 + 7=17 4) 33 + 1 7 = 50 5) 50 6) 10 -0 = 10-» 0 В США и Канаде для нумерации потребительских товаров используется 12-разрядный товарный код стандарта UPC-12, который имеет следующую структуру: первый знак — префикс: 0 для всех товаров, 2 для товаров переменной емкости, 3 для товаров, связанных со здравоохранением. Префиксы 4 и 5 предназначены для внутренней маркировки на предприятиях торговли и для маркировки купонов; 2-й — 6-й знаки — номер производителя; 7-й— 11-й знаки — номер товара; 12-й знак — контрольное число. Таблица 11.1 Коды стран Страна Код Страна Код Австрия 90-91 Перу 775 Австралия 93 Португалия 560 Аргентина 779 Польша 590 Бельгия и Люксембург 54 Россия и СНГ 400-460
Босния-Герцеговина 387 Доминиканская Республика 746 Малайзия 955 Эквадор 786 Марокко 611 Эстония 474 Мексика 750 Южная Африка 600-601 Новая Зеландия 94 Югославия 860 Норвегия 70 Япония 45 и 49 Латвия 475 Шри-Ланка 479 Литва 477 Македония 531 Украина 482 Исландия 569 Молдова 484 Румыния 594 Армения 485 Маврикий 609 Грузия 486 Алжир 613 Казахстан 487 Иордания 625 Ливан 528 Словакия 858 Боливия 777 Индия 890 Парагвай 784 Вьетнам 893
Может иметь место краткая версия символа UPC-E: префикс + шесть знаков + контрольное число. Эта версия имеет нетипичный знак «Стоп». Цифра префикса размещается слева от символа, а контрольное число — справа от него. Контрольное число кодов UPC рассчитывается по более сложному алгоритму, отличному от алгоритмов расчета контрольного числа символов EAN. Транспортные упаковки маркируются 14-знаковым номером DUN-14. Эти знаки не предназначены для считывания оборудованием, имеющимся в магазинах, и не наносятся на товары, предназначенные для продажи потребителю. Структура номера следующая: первый знак — обозначает количество и объем промежуточных упаковок, содержащихся в транспортной упаковке, он должен иметь значение отличное от 0. Например, 9 обозначает транспортную упаковку переменной емкости и указывает на наличие дополнительного символа; со второго по 13-й знаки — стандартный номер EAN-13 товара, содержащегося в транспортной упаковке без контрольного числа; 14-й знак — контрольное число. Дополнительный символ на транспортных упаковках переменной емкости состоит из шести знаков, заключается в отдельную рамку. Нанесение штриховых символов на изделия и упаковку регулируется правилами национальных организаций. При этом в соответствии с задачами штрихового кодирования, основным условием является возможность машинного считывания символов при помощи имеющихся в торговых, складских и транспортных организациях стандартного оборудования. Допустимы различные способы нанесения штриховых символов: они могут наноситься на упаковку или этикетки изделия типографским способом в процессе их изготовления (например, сигаретные пачки, этикетки на бутылках) или быть напечатанными на этикетках с клеящейся основой. Краситель, которым наносят штриховой символ, не должен смываться водой или разрушаться при механическом воздействии. Штриховой символ должен быть нанесен четко, элементы (штрихи) — быть прямыми, не сливаться, не расплываться. Длина элементов одинаковая, за исключением знаков «Стоп», «Старт» центральных знаков: по два темных краевых штриха большей длины в стандартах EAN-13, EAN-8, UPC, кроме UPC-E, имеющего нестандартный знак «Стоп»; символы стандарта UPC-E не имеют центральных штрихов; символы стандарта DUN-14 не имеют штрихов разной длины. Цифры располагаются под символом: для DUN-14 — под рамкой. В кодах стандарта EAN-13 первая слева цифра выносится за знак «Старт», в кодах UPC первая и последняя цифры — за знаки «Старт» и «Стоп» соответственно. Цифры не предназначены для машинного считывания. Установлены требования к размеру штриховых кодов: минимально возможные размеры кода стандарта EAN-13 21,0x30,0 мм; максимальные — 52,5x74,6 мм. При этом допуск на ширину печатаемого штриха меняется в 8 раз. Ширина штрихового кода определяется между угловыми метками (включая светлые поля). Высота определяется между нижней угловой меткой и вершиной штриха. Типоразмеры используются для достижения четкости воспроизведения символа в зависимости от качества бумаги, красителя и других условий печати. Цвет штрихов может быть черным, синим, зеленым или темно-коричневым; в качестве фона рекомендуется применять белый, желтый и оранжевый цвета. Красные, оранжевые и желтые тона для печатания темных элементов символа кода применять нельзя, так как они не различаются сканером. Одним из показателей качественного нанесения штрихового символа является его контрастность, которая зависит от качества поверхности, на которую наносится штрихкод, и его исполнения. Наряду с обычным символом стандарта EAN-13 в зависимости от размеров упаковки может использоваться усеченный символ, т.е. символ с нормальной шириной, но уменьшенный по высоте. Такой символ не может сканироваться в разных направлениях. Расположение штрихового кода на изделии должно обеспечивать возможность его беспрепятственного считывания. На одном изделии должен быть виден символ, представляющий только один номер. Допускается в отдельных случаях наличие на упаковке нескольких отпечатков одного символа (например, на обертках, положение которых относительно товара не нормировано). Штриховой символ должен располагаться на гладкой поверхности, без складок, морщин и других помех. Расстояние между символом и сканирующим устройством не должно превышать 12 мм. По возможности символ рекомендуется располагать на задней стенке упаковки, ближе к основанию. Символы, включая светлое поле и визуально читаемые знаки, должны по возможности отстоять от перегибов, кромок, швов не менее чем на 5 мм. На этикетках символ должен располагаться ближе к левому краю. На изделиях с кривыми поверхностями (в том числе, банках, бутылках) он предпочтительно должен быть ориентирован таким образом, чтобы штрихи были параллельны основанию. На групповых упаковках, имеющих код, отличный от кода входящих в нее товаров, последний не должен быть виден. На транспортных упаковках символ должен по возможности располагаться на всех четырех вертикальных гранях. В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), которая оказывает помощь промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров; представляет интересы России и СНГ в EAN, имеет право разрабатывать коды в системе стандартов EAN и вносить их в банк данных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Маркировка товара» з дисципліни «Теорія товарознавства»