Контроль качества имеет большое значение при создании (изготовлении) товаров, их хранении, транспортировании, реализации и утилизации. Как отмечалось выше, контроль качества — проверка соответствия показателей качества установленным требованиям, которые определены в соответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях. При совершении сделок к этим документам приравниваются условия контракта в разделе «Требования к качеству», основные и особые условия поставки и др. Контроль качества проводится на разных стадиях жизненного цикла товара, причем виды и цели контроля на каждой стадии могут быть различными. На стадии производства контроль качества осуществляет изготовитель. Целью такого контроля является отбраковка некачественных изделий, а также установление причин возникновения брака. Тщательный контроль выгоден производителю. На стадии обращения контроль качества осуществляется для проверки сохранности товаров при хранении, транспортировании, а также продаже. Наиболее важен контроль качества при передаче товара от одной стороны к другой, например, при сделках купли-продажи и др. Эти операции осуществляются, как правило, на предприятиях торговли в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Контроль качества товаров в процессе приемки осуществляю? на складе получателя или на складе поставщика в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т.п.). Сроки приемки по качеству могут быть предусмотрены договором поставки, установлены стандартами или техническими условиями. В остальных случаях в соответствии с инструкцией установлены следующие сроки приемки товаров: при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а для скоропортящихся товаров — не позднее 24 ч после выдачи товаров органом транспорта или поступления в магазин; при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции — не позднее 24 ч после ее поступления в магазин. Более продолжительные сроки устанавливаются для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и районов досрочного завоза. Если в результате контроля обнаружено, что качество товаров, их комплектность и маркировка не соответствуют указанным требованиям, то контроль приостанавливают и составляют акт, в котором указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Некачественную продукцию отправляют на склад, где должна быть обеспечена сохранность этих товаров. Далее следует действовать в соответствии с условиями договора-поставки. Обычно для продолжения приемки приглашают представителя поставщика (изготовителя). В случае его неявки в установленный срок контроль качества товаров производит эксперт бюро товарных экспертиз или представитель соответствующей инспекции по качеству. По результатам приемки товаров по качеству и комплектности составляются акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции. Если качество товаров не соответствует стандартам, техническим условиям, иной документации, образцам эталонам), рецептурам или условиям договора, то покупатель получатель) вправе отказаться от принятия и оплаты товаров, а , ели они уже оплачены, — потребовать в установленном порядке возврата уплаченных сумм и замены товаров. Покупатель (получатель) вправе принять указанные товары по договорным ценам или для реализации на комиссионных началах. В этом случае товары не засчитываются в выполнение обязательств по договору. При поставке товаров более низкого сорта, чем было предусмотрено, покупатель имеет право принять товары по цене, предусмотренной для товаров соответствующего сорта, или отказаться от принятия и оплаты товаров. В случае поставки некомплектных товаров (отсутствие деталей мебели и др.) поставщик обязан их доукомплектовать в течение 1 дней после получения требования. Поставляемые товары должны иметь соответствующую маркировку, на них должны быть проявлены товарные знаки, зарегистрированные в установленном порядке. Поставщики несут имущественную ответственность за поставку некачественной продукции, за нарушение сроков поставки и недопоставку. Данные об имущественной ответственности (штрафе) в момент приемки товаров приведены в табл. 10.1. Дополнительные санкции могут быть предусмотрены в договорах поставки.
Таблица 10.1 Имущественная ответственность за поставку некачественной продукции Вид нарушения Размеры санкций Нарушение сроков поставки или недопоставка товаров
Нарушение графика отгрузки (доставки) товаров Поставка товаров ненадлежащего качества Поставка некомплектных товаров Поставка немаркированных или неправильно маркированных товаров Поставка товаров без применения средств пакетирования или тары Поставка товаров в ненадлежащей таре или упаковке Поставка товаров без тары или упаковки Уклонение от оплаты поставленных товаров Нарушение сроков оплаты Нарушение сроков возврата тары, средств пакетирования, специализированных контейнеров или тары-оборудования Утрата тары, средств пакетирования, специализированных контейнеров или тары-оборудования Использование не по назначению тары, средств пакетирования, специализированных контейнеров или тары-оборудования 4 % стоимости не поставленных в срок товаров; по ювелирным изделиям и часам — 1,5%; для товаров детского ассортимента — 8 % 1 % стоимости не отгружаемых (не доставленных) товаров
20% стоимости товаров ненадлежащего качества, по ювелирным изделиям и часам из драгоценных металлов 5 % То же
5 % стоимости таких товаров
То же
»
»
5 % суммы, от уплаты которой плательщик отказался
0,04 % суммы просроченного платежа До 15 дней — 150% стоимости, свыше 15 дней — 300 % стоимости тары, средств пакетирования, специализированных контейнеров или тары-оборудования
Стоимость тары, средств пакетирования, специализированных контейнеров или тары-оборудования
Трехкратная стоимость тары, средств пакетирования, специализированных контейнеров или тары-оборудования
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Порядок осуществления контроля качества» з дисципліни «Теорія товарознавства»