Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом образце. Каждому периоду развития общества соответствует свой эстетический идеал. Эстетические свойства характеризуются свойствами II уровня: информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, совершенством производственного исполнения и стабильностью товарного вида. Информационная выразительность — способность изделия отражать сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность складывается из таких более простых свойств, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю. Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений, например изделия для детей. Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения. Оригинальные творчески своеобразные изделия имеют функционально совершенную, удобную в эксплуатации форму, в которой отражена индивидуальность разработки. Соответствие моде и стилю является важным критерием соответствия изделия эстетическим требованиям. Мода — непродолжительное господство в определенной общественной среде вкусов, предпочтений, правил поведения и взглядов, которые проявляются во внешних формах быта. Понятие моды появилось в XVII в., когда французская придворная мода стала образцом для европейских стран. Но отделение моды от стиля совершается с кризисом стилевого единства и первыми проявлениями «массовой культуры» в середине XIX в. Основная сфера, в которой проявляется мода, — одежда, оформление интерьеров, предметы потребления и престижа, нормы поведения и пристрастий. Мода является формой эстетической организации материальной стороны жизни. Она имеет преимущественно внешний и даже поверхностный характер, базируется на определенных атрибутах, знаках, понятных всем. В широком и общепринятом значении мода — это «то, что красиво сегодня». Мода во многом определяет коммерческую конъюнктуру. Сложившаяся в XX в. индустрия моды сочетает в себе коммерческие, эстетические и социальные цели. Индустрия моды направлена на сокращение сроков господства определенной модной тенденции до нескольких лет. Стиль — единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности. Он выражает суть, уникальность изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения и т.п. У стиля есть вполне конкретные признаки, «носители» — элементы композиции. Композиция — составление, объединение всех элементов формы в единое целое. К основным элементам композиции относятся линия, цвет, фактура, плоскость, объем, форма, пространство (объемная композиция, глубинно-пространственная композиция) и материал. Объединение осуществляется средствами художественной выразительности: контраст и нюанс, принцип подобия, отношения и пропорции, динамика и статика, симметрия и асимметрия и т.п. При этом используются единые методические и технические приемы обработки материалов: формовычитание или формосложение; тектоничность или атектоничность; пространственность или плоскостность. Стиль представляет собой синтез, целостность всех компонентов художественного решения изделия. Излишняя аналитичность приводит к меньшей стильности. Художественный стиль всегда историчен. Он охватывает различные этапы развития общества, т.е. все стили связаны историей. Их содержание определяется внутренней логикой развития определенных способов видения, понимания свойств пространства и времени, в которых живет и действует конкретный человек в данных исторических, географических и социальных условиях. Стиль наиболее четко и последовательно проявляется в архитектуре, в то время как живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства подчиняются архитектонике здания, например, романский стиль, готика, барокко, конструктивизм и др. В реальной жизни человека окружает множество вещей, которые он иногда называет стильными. В современном дизайне возникло понятие «фирменный» стиль. Однако это не художественный стиль, а всего лишь персонификация моды, разновидность «стиля жизни», определяемого факторами коммерческой выгоды, внешней эффектности, психологией новизны. Не следует смешивать понятия стиля и дизайна. Если стиль, как отмечалось выше, — единство средств художественной выразительности, то дизайн — процесс и метод художественного проектирования предметной среды, мебели, одежды, обуви, оборудования и др. Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа. В результате такого эстетического проектирования изделие должно обладать красивым внешним видом, целесообразной конструкцией, экономичностью, акцентированной функциональностью, удобством пользования, четкой социальной ориентацией. Суть дизайна заключается в приведении к гармонии функции, конструкции и формы изделия. Дизайн как процесс и метод функционального формообразования включает в себя также деятельность по созданию новых предметов и форм, организации предметной среды и трудовых процессов, проектированию мебели, оборудования, приспособлений и инструментов. Благодаря удачному дизайну в области приборостроения, радиотоваров, электронной промышленности в число мировых лидеров вошли фирмы «Оливетти», «Филипс», «Сони», определившие дальнейшее направление художественного проектирования. Слово «дизайн» используют в более широком значении, как синоним творческой деятельности художника-проектировщика, художника-модельера, декоратора и др. Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности. Объемно-пространственная структура характеризуется взаимным расположением и размерами (объемами) отдельных элементов. Тектоничность выражается во взаимосвязи формы и конструкции изделия со свойствами материала. Тектоничными называются изделия, в которых подчеркнуты, акцентированы членения формы, ее конструктивное начало. Тектоничные изделия статичны. Например, стиль классицизм является тектоничным, поскольку предполагает логичность конструкции, ясность пропорциональных членений формы, симметрию, статику, замкнутость композиции. Стиль рококо полностью атектоничен, он отличается своей динамичностью и иррациональностью. Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой. Пластичность характерна для атектоничных, живописных, динамичных изделий. Пластичность как формальное качество стиля свойственна готике, маньеризму, Ар Нуво, рококо. Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым. Одним из элементов колорита является цвет — основное средство художественного оформления. Цвет способен активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, создавать настроение. С цветом у человека связаны сложные ассоциации. Например, черный цвет у европейцев ассоциируется с трауром. Таким образом, цвет может быть характеристикой эстетических и эргономических (психологических) свойств. Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др. Фактура обусловливается характером обработки поверхности материала. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, круткой и т. п. Поверхность материала можно облагораживать различными методами, например тиснением, которое получается в результате выдавливания на поверхности рельефных изображений и узоров. Тиснением обрабатывают поверхность кожи, листового металла, бархата, картона и др. Текстура — строение, в данном случае, поверхности материала, обусловленное ориентировкой и пространственным расположением его составных частей. Например, текстура древесины зависит от направления разреза и породы дерева. Она определяется наличием крупных сосудов, сердцевинных лучей, расположением волокон. Лесоматериалы с красивой текстурой используются для изготовления мебели, художественных изделий, отделки помещений и др. Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Рациональны такие форма и конструкция изделия, посредством которых максимально проявляется его назначение. Форма, не отражающая практическое назначение изделия и усложняющая его использование, нерациональна, антихудожественна. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Этим определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эстетические свойства» з дисципліни «Теорія товарознавства»