Методы товароведения позволяют решить задачи товароведения. Методы, применяемые в товароведении, можно разделить на общие и специфические. Общие методы определяют наличие общих подходов к научному освоению вопросов, связанных с потребительной стоимостью, потребительскими свойствами, качеством, дают общую методологическую базу для исследований. Эти методы могут определять методологические подходы и направления исследований товароведения. Связь товароведения с философией находит свое выражение в общих методах товароведения, проявляя себя на всех этапах развития товароведения как науки. Общие методы товароведения. Эти методы объединяют позитивистский, структуалистический, диалектический, а также синтетические методы товароведения. Позитивистский метод основывается на философии позитивизма (позитивной философии), признающей главным источником знания конкретные эмпирические науки, не нуждающиеся в собственно методологическом обосновании. Для позитивистского метода (подхода) характерны: феноменализм (отражение конкретных факторов как явлений); верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным); прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий). Позитивистский подход широко использует формально-логические методы, которые носят универсальный характер (особенно в неопозитивистской и постпозитивистской трактовках): инструментализм (сведение научных понятий к функциям инструментов анализа); операционализм, или операционный анализ (определение научных понятий лишь через описание операций, производимых с данными понятиями); экспликация (описание явлений посредством использования формализованных математических методов и моделей); ситуационный анализ, или «полевые исследования» (анализ конкретно складывающихся ситуаций). В товароведении позитивистский метод во всех его разновидностях получил широкое распространение. Это проявилось при исследовании и контроле качества, активном использовании математического моделирования, поиске решений в конкретных ситуациях и т.д. Кроме перечисленных позитивистский подход можно реализовать методами эмпирической верификации — статистическим и графическим. Статистический метод использует данные математической статистики и применяется при обработке результатов испытаний, отборе проб, выборочном контроле качества. Графический метод предполагает представление данных в виде гистограмм, диаграмм, графиков. Он позволяет обнаружить и проанализировать взаимосвязи между исследуемыми характеристиками. Структуалистический метод акцентирует выявление структуры системы, т.е. ее внутреннее строение, совокупность отношений между ее элементами. Характерные черты этого метода — стремление к упорядоченности элементов, приоритет структуры системы над содержанием ее элементов, понимание объективности явления только через его включение в структуру, исключение из системы всего неструктурного как «изнанки системы» и т. п. Широко используя целый ряд обозначенных выше формальнологических методов, структуалистический метод включает в себя: структурно-функциональный анализ, отражающий взаимосвязь содержания элементов структуры и выполняемых ими функций (акценты на взаимосвязи могут быть разными); принцип иерархичности структур (признание субординированности элементов системы, в том числе с ориентацией на достижение определенной цели); метод «бинарных оппозиций» (использование парных категорий «потребитель—производитель»; «спрос—предложение» и т.п.); рекомбинацию (использование разнообразных сочетаний и перегруппировок имеющихся основополагающих элементов системы) и др. Широко используется математическая логика и моделирование. В товароведении структуалистический метод получил заметное развитие, например в определении классификации товаров; разделении товаров на группы, подгруппы, виды и т.п.; разграничении свойств на простые и сложные; делении показателей качества на единичные и комплексные. Реализация структуалистического метода сопряжена с опасностью схематизма, невниманием к взаимосвязям, отстраненностью от явлений, не вписывающихся в структурные порядки. Диалектический метод связан с диалектикой, как наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика отражает процесс развития, показывая его закономерный характер. Развитие трактуется тремя основными законами диалектики: переход количества в качество и наоборот, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Важнейшим принципом движения, внутренним импульсом развития признается диалектическое противоречие, т.е. соотношение между двумя взаимообусловленными и отрицающими друг друга сторонами (противоположностями), присущими предмету или его частям. «Разрешение» противоречия приводит к появлению нового отношения (новой категории) и т.д. Диалектический метод использует следующие основные специфические методы познания реального мира: восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, системный. Метод восхождения от абстрактного к конкретному определяет систематизацию понятий (категорий) в рамках целостной системы, теоретическое воспроизведение целого. Движение от абстрактного к конкретному — одновременное движение от части к целому, от простого к сложному, от общего к особенному и единичному, от неразвитого к развитому на основе принципов и законов диалектики (прежде всего диалектического противоречия). Восхождение от абстрактного к конкретному как бы нанизывается на ось восхождения противоречий, начиная от исходного противоречия системы — противоречия между стоимостью и потребительной стоимостью товара. Метод единства логического и исторического сводится к тому, что логическое (теоретическое) исследование предмета отражает реальный исторический процесс развития. Субординация категорий в теоретической системе в основных пунктах должна соответствовать исторической последовательности процессов. Логическое не является точной копией исторического: в нем история как бы освобождается от случайных форм, воспроизводится в ее наиболее значимых, объективно необходимых звеньях. В основе системного метода лежит исследование объектов как систем. Этот метод ориентирует исследование объекта на раскрытие его целостности, выявление многообразия типов связей, сведение их в единую целостную картину. Целостное представление о предметной среде может быть создано на основе приведения в единое целое различных аспектов исследования, что возможно на основе системного подхода к ее изучению. В решении этого вопроса следует исходить из представления о целостной системе на основе принципа интеграции ее различных свойств. Например, взаимодействие художественных и технических форм в дизайне (художественном проектировании) может быть исследовано с применением системного метода. Комплексность и системность в разработке моделей, конструкций новых изделий имеет определяющее значение. Для решения этой задачи необходимы совместные усилия инженеров, художников, экономистов, технологов, различных специалистов, работающих в конструкторских бюро. Синтетические методы подразумевают использование в товароведении методов других научных дисциплин. Это связано со стремлением преодолеть имеющиеся в рамках одной науки односторонние подходы. В результате расширяются возможности товароведных исследований, однако возможна потеря их целостного характера. Специфические методы предписывают использование конкретных инструментов, средств, приемов, с помощью которых исследуются различные стороны и аспекты товароведения. К этим методам можно отнести: анализ (деление объекта исследования — товара на отдельные элементы со своими свойствами) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое, например потребительских свойств в качество); индукцию (движение от частного к общему, например выборочный метод контроля качества) и дедукцию (движение от общего к частному); абстракцию (выделение существенных свойств товара при отвлечении от других свойств), допущение (при прочих равных условиях), обобщение (общие, в том числе усредненные или наиболее вероятные, характеристики) и др. Указанные методы следуют в основном из формальной логики и могут быть обозначены как формально-логические. Поиск новых методологических подходов, применяемых в товароведении, продолжается.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методы товароведения» з дисципліни «Теорія товарознавства»