Рассмотрим перечень убытков с точки зрения возможностей их страхования. Коммерческий акт — документ, составляемый перевозчиком в подтверждение факта недостачи, порчи или повреждения груза при передаче его грузополучателю в пункте назначения. Совместный осмотр грузов (Joint cargo survey) — осмотр грузов аварийными комиссарами грузовладельца и перевозчика. Совместный осмотр производится при возникновении вопроса об ответственности перевозчика. По результатам совместного осмотра составляется совместный акт. Количество. Определения Присяжные счетчики (Тальмы; Tallyman) — лица, ведущие счет груза во время выгрузки и погрузки судна, преимущественно при перевозке грузов отдельными местами. В зарубежных портах тальманский счет производят специализированные организации присяжных счетчиков. Погрузка и подсчет грузоотправителя (Shipper's load and count; Shipper's load and counting), содержимое по заявлению (Said to contain (s.t.c.) — оговорка в транспортных документах, которая исключает ответственность перевозчика за соответствие описания или массы товаров уже погруженным товарам. Оговорка обеспечивает защиту перевозчика от претензий грузополучателя. 1 Мурыгин А. Инновации в организации контроля транспортировки и хранения грузов//Международный экспедитор. — 2002. № 4. С. 46-48. Естественная убыль (Natural loss of goods) — недостача грузов по массе, возникающая вследствие естественных свойств грузов. Некоторые массовые товары подвержены естественной убыли в период транспортировки, причиной которой является усушка, утряска, утечка и т. д. Стороны в таком случае делают в контракте оговорку, так называемую «франшизу» (размер отклонения), и определяют, кто принимает на себя естественную убыль. Продавец при этом несет ответственность только за недостачу товара, происшедшую во время его транспортировки и превышающую установленный в контракте размер естественной убыли, которая составляет обычно 0,5-3% в зависимости от товара. Недоставка груза (Non-delivery) — недоставка в порт назначения груза при отсутствий доказательств или причин этого происшествия. Стандартные условия страхования груза не покрывают риск недоставки, хотя на практике этот риск, как правило, включается в условия страхования. Полное количество выгруженного груза (Full quttum) — груз (в основном отправленный навалом), прибывший в порт назначения без какой-либо недостачи. Качество. Определения Справочник Ллойда по осмотру грузов (Lloyd's Survey Hand Book) -справочник, который содержит описания качества и свойств большого количества перевозимых морем грузов и товаров. В справочнике дано описание возможной подверженности грузов морским опасностям. Усушка и утряска (Shriakage; Evaporation; Ullage; Scattering) — естественные свойства (убыль) товаров, грузов. Утечка (Leakage) — естественная убыль жидких грузов, которая может иметь место в результате испарения, впитывания жидкости в стенки тары и других естественных свойств жидкости. Баратрия — преднамеренный, умышленный ущерб, причиненный судну или грузу капитаном или командой судна, а также другие незаконные действия с их стороны. Бой — бой транспортируемых грузов в результате небрежного обращения с ними. Ответственность страховщика по бою обычно исключается из стандартных условий страхования по таким грузам, как стекло, фарфор, асбестовые листы и т. п. Включение риска боя в объем ответственности страховщика осуществляется по исключительно высоким ставкам. Внутренние пороки — присущие застрахованному грузу внутренние свойства, которые могут привести к его гибели и порче (гниение, Транспортирование товаров 329 самовозгорание, взрывоопасность, впитывание влаги из воздуха) без воздействия внешних факторов. Отпотевание — повреждение грузов в результате температурных изменений. Страхование риска отпотевания оговаривается особо. Повреждение другими грузами — скрытая и явная порча и физические повреждения, причиненные застрахованному грузу другими грузами. Обычно эти опасности не покрываются стандартными условиями страхования. Если, однако, указанные убытки произошли в результате опасностей, покрытых условиями страхования, они подлежат возмещению. Порча — потеря первоначальных качеств грузом за счет его естественных свойств, без воздействия внешних факторов. Порча не подпадает под понятие риска и не покрывается страхованием даже на условиях покрытия «всех рисков». Страхование порчи оговаривается особо и обычно по высоким ставкам. Потертость — повреждение окрашенных частей грузов, транспортируемых без дополнительной упаковки. Обычно риск потертости исключается из объема страховой ответственности, но может быть включен за дополнительную премию. Потеря товарного вида — утрата потребительских свойств, качеств или характеристик, присущих объекту страхования в результате воздействия одного или нескольких вредоносных факторов. Потеря товарного вида делает натурально-вещественную форму объекта страхования частично или временно непригодной для использования, употребления или эксплуатации в соответствии с первоначальным целевым назначением. Это частный случай повреждения. Потеря товарного вида может рассматриваться как страховой риск. По общему правилу договор страхования содержит специальные оговорки относительно ответственности страховщика в связи с потерей товарного вида. Царапины — царапины на крашеных, эмалированных и отполированных поверхностях. Риск царапин принято исключать из объема ответственности страховщика. Однако ответственность страховщика наступает, если царапины возникли в результате опасностей, покрытых условиями страхования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Убытки при транспортировании грузов» з дисципліни «Товарознавство»