Закон «О защите прав потребителей» предусматривает случаи обязательного установления на товары срока службы или годности и случаи установления сроков службы или годности по усмотрению изготовителя или по соглашению с потребителем. Сроки службы Срок службы закон определяет как период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за существенные недостатки, возникшие в товаре по его вине. Этот срок может определяться как временным периодом, так pi другими единицами измерения (километрами, метрами и т. д.). Продолжительность срока службы определяется изготовителем, исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться товары одного вида с разными сроками службы, произведенные разными изготовителями. Ст. 119-121 Основ гражданского законодательства. достаток может быть выражен в производственных терминах как не-совпадение длин стелек правой и левой полупар. Стандарты на определение сортности для каждой группы товара устанавливают перечень дефектов, при наличии которых товар может быть переведен в иной сорт со снижением стоимости или забракован. ГОСТ 28371-89 «Обувь. Определение сортности» относит к недопустимым порокам любые пороки, при наличии которых невозможно использовать изделие по назначению. Допускается разная длина и ширина одноименных изделий в паре. Для повседневной обуви она должна составлять не более 2 мм. Таким образом, если несовпадение длин стелек составляет 3 мм и более, этот недостаток переводит изделие в брак, а потребителю дает право предъявить претензию. Под существенным недостатком товара Закон понимает такой недостаток, который: • делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением; • либо не может быть устранен; • либо проявляется вновь после устранения; • либо для устранения которого требуются большие затраты; • либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Например, товар представляет собой холодильник, в котором не работает регулятор температуры. Данный недостаток может быть легко устранен, однако отсутствует возможность использовать товар в соответствии с его целевым назначением, что придает этому недостатку признак существенности. Не существует единого определения «больших» затрат. Критерием существенности является соотношение суммы ущерба и заработка потерпевшего. Практически все критерии существенности возникшего недостатка носят субъективный характер. Объем ответственности продавца перед потребителем зависит от признания того или иного недостатка существенным. Если потребитель приобрел товар с недостатками, расчет с ним производится в соответствии со статьей 22 Закона. В отношении товаров, реализуемых розничными комиссионными торговыми предприятиями,1 требования потребителя о безвозмездном 214 Глава Ю Как следует из формулировки Закона, установление срока службы — это право, а не обязанность изготовителя. Если же изготовитель не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение 10 лет со дня передачи потребителю. Сроки службы устанавливаются на товары длительного пользования, свойства которых потребляются постепенно по мере их эксплуатации (свойства телевизора, автомобиля) и использование которых по истечении определенного периода времени либо становится нецелесообразным в соответствии с их назначением, либо представляет опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды. В последнем случае сроки службы устанавливаются в обязательном порядке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сроки службы и сроки годности» з дисципліни «Товарознавство»