Нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применение импортного и экспортного таможенного тарифов) и нетарифного регулирования. Механизм нетарифных мер начал формироваться в 1991 г. с принятием Федерального закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Постановлениями Правительства Российской федерации были установлены применительно к конкретным товарным позициям такие меры нетарифного регулирования, как квотирование и лицензирование, введен общий (не зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий. При этом широко использовался международный опыт. Правила Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) предусматривают, что выдача лицензий на экспортно-импортные операции должна быть сосредоточена в одном государственном органе каждой из стран. В Российской Федерации этот порядок был закреплен законодательно в 1995 г., когда вышел Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп: 1. Товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю; 2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации; 3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов; 4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров; 5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза. К первой группе относятся: • товары и технологии двойного назначения, применяемые при создании обычных вооружений и военной техники; 92 Глава 6 • оборудование, материалы и технологии, используемые при создании ракетного оружия; • оборудование, материалы и технологии, применяемые в ядерных целях; • ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии; • химикаты, оборудование и технологии, имеющие мирное назначение, которые могут быть применены при создании химическо-? го оружия; • возбудители заболеваний (патогены) человека, животных и растений, их генетически измененные формы, фрагменты генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия. Ко второй группе относятся товары, подпадающие под многосторонние международные соглашения. Это: • озоноразрушающие вещества; • опасные отходы; • осетровые виды рыб и продукция из них, включая икру; • наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества. Третья группа включает: • лекарственные средства; • драгоценные металлы и драгоценные камни; • алкогольную продукцию; • радиоактивные вещества; • взрывчатые вещества промышленного назначения; • специальные технические средства для негласного получения информации; • шифровальную технику; • сахар-сырец, сахар белый, патоку крахмальную; • дикорастущие растения; • диких животных; • ковры и текстильные напольные покрытия, происходящие из ЕС. Товары, помежащие контролю на различных уровнях 93 На указанные группы товаров выдаются лицензии. К четвертой группе относятся товары, на которые выдаются различные формы разрешительных документов (удостоверения, экспортные лицензии, экспортные документы, производственные сертификаты) в соответствии с двухсторонними соглашениями, заключенными по итогам урегулирования торговых споров. На основании этих документов осуществляется мониторинг поступления российских товаров на таможенную территорию стран-партнеров. Соглашениями об урегулировании торговых споров являются: - Соглашение между Российской Федерацией и Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) о торговле некоторыми изделиями из стали от 13.10.97; - Соглашение в форме обмена письмами между ЕС и Российской Федерацией, устанавливающее систему двойного контроля без количественных ограничений в отношении экспорта из Российской Федерации в ЕС некоторых изделий из стали, подпадающих под Договоры об образовании ЕС и ЕОУС от 10 апреля 2000 года; - Российско-американское Соглашение о приостановлении антидемпингового расследования в отношении разрезанной на мерные длины толстолистовой углеродистой стали из Российской Федерации от 24 октября 1997 года; - Российско-американское Соглашение о приостановлении антидемпингового расследования в отношении некоторых видов горячекатаной плоской углеродистой сталепродукции из Российской Федерации от 12 июля 1999 года; - Российско-американское Соглашение о торговле некоторыми видами сталепродукции из Российской Федерации от 12 июля 1999 года; - Российско-американское Соглашение о приостановлении антидемпингового расследования в отношении нитрата аммония из Российской Федерации (Соглашение по нитрату аммония) от 19. мая 2000 года; - Российско-американское Соглашение о торговле текстильными изделиями категории 435 от 1996 года. Кроме того, осуществляется мониторинг по поставкам в ЕС бесшовных труб и трансформаторной стали в соответствии с совместны- 94 Глава 6 ми обязательствами российских производителей перед КЕС в рамках урегулирования антидемпинговых процедур. Отслеживаются также поставки карбида кремния в ЕС в соответствии с обязательствами России в рамках урегулирования антидемпинговой процедуры. К пятой группе относятся товары, для которых устанавливается! особый порядок осуществления внешнеторговых операций в связи необходимостью осуществления мониторинга их вывоза/ввоза. В целях защиты отечественного производителя, например, устанавливается так называемое автоматическое лицензирование, отличающееся упрощенным порядком оформления лицензий. Автоматическое лицензирование применяется: • к экспорту шкур крупного рогатого скота, овец и прочих необработанных шкур; • к экспорту семян подсолнечника, рапса и соевых бобов; • к экспорту древесины ценных лесных пород; • к импорту табака и его промышленных заменителей. В целях осуществления государственного контроля над практической реализацией бартерных операций действует механизм паспортизации внешнеторгового контракта с обязательной регистрацией всех контрактов стоимостью свыше $50 тыс.1
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности» з дисципліни «Товарознавство»