ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Товарознавство » Товарознавство сировини і матеріалів

Назначение и классификация смазочных материалов
Смазочными материалами называются вещества, вводимые между трущимися поверхностями различных узлов машин и механизмов для уменьшения силы трения и снижения их износа.
Кроме того, смазочные материалы осуществляют защиту материалов от коррозии, охлаждение трущихся поверхностей, удаление продуктов износа и других посторонних веществ, предотвращение образования отложений, выполняют функции рабочей жидкости (в гидравлических и регулирующих системах), уплотнительной и теплоотводной среды.
В качестве смазочных материалов применяются различные вещества, которые по происхождению подразделяются на органические, неорганические и элементорганические (состоящие как из органических, так и неорганических веществ).
В свою очередь, органические делятся на растительные, животные, нефтяные и искусственные (продукты переработки каменноугольной, торфяной и сланцевой смол), а неорганические — на природные (графит, тальк, слюда) и синтетические (сульфиты вольфрама и молибдена, нитрид бора, синтетическая слюда и др.).
По агрегатному состоянию смазочные материалы подразделяются на твердые, жидкие и пластичные (консистентные).
Смазочные материалы, находящиеся при обычной температуре в жидком состоянии, называются маслами.
По назначению они подразделяются на моторные, трансмиссионные, индустриальные, турбинные, компрессорные и др., а по способу получения — на дистиллятные, остаточные, компаундированные (смешанные), полимеризационные и регенерированные.
Дистиллятные масла представляют собой продукты перегонки мазута, остаточные — очищенные остатки перегонки нефти после выделения из нее всех топлив для двигателей, а в некоторых случаях — и части масляных дистиллятов. Простейший представитель остаточных масел — очищенный мазут.
Компаундированные масла получают смешиванием дистиллятных и остаточных масел. Полимеризационные (синтетические) представляют собой органические или элементорганические высокомолекулярные соединения (кремнийорганические, полиметилсилоксановые, полиметилфенилсилоксановые и полиэтиленсилоксановые жидкости).
В последнее время все большее внимание уделяется регенерации (восстановлению качества отработанных масел). Это позволяет увеличить ресурсы смазочных материалов, предотвратить загрязнение окружающей среды, более рационально использовать топливно-энергетические ресурсы. Регенерация отработанных масел осуществляется на специальных установках или заводах. Все отработанные нефтепродукты поставляются группами: масла
моторные отработанные (MMO); масла индустриальные отработанные (МИО); смесь нефтепродуктов отработанных (CHO).
Выход базовых масел при регенерации достаточно высок. Так, для моторных масел он составляет 70—85 % (по массе). Выход базовых масел зависит как от глубины очистки, так и от технологии регенерации. В настоящее время для регенерации масел используют физические (отстаивание, фильтрация, центрифугирование и др.), физико-химические (коагуляция загрязнений, контактная или селективная очистка и др.) и химические (сернокислотный, щелочной и др.) методы.
Регенерированные масла по групповому углеводородному составу и физико-химическим свойствам близки соответствующим базовым.
Если смазочные материалы при обычной температуре находятся в мазеобразном состоянии, а при нагревании переходят в жидкое, то их называют консистентными (пластичными) смазками (от лат. consisto — загустевать).
Консистентные смазки по температуре каплепадения подразделяются на низкоплавкие (t°кп менее 65°C), среднеплавкие (t°кп — 65...100°C) и тугоплавкие (tкп более 100°C), а по назначению — на антифрикционные (общего назначения и многоцелевые, термо- и морозостойкие, противозадирные, химически стойкие, приборные, индустриальные и транспортные), консервационные, канатные, уплотнительные и специальные.
Твердые смазки применяются в узлах трения, работающих в условиях низких температур (ниже —70°C), высоких температур (свыше 500°C) в глубоком вакууме, криогенных жидкостях и других агрессивных средах, а также в оборудовании, где присутствие жидких или консистентных смазочных материалов недопустимо (текстильные и пищевые машины, электронные приборы и др.).
Свойства и качественные характеристики смазочных материалов
Важнейшими свойствами и качественными характеристиками смазочных масел являются вязкость и ее зависимость от температуры, маслянистость, температура застывания, химическая стойкость, коксуемость, температура вспышки, зольность, наличие механических примесей, воды, кислых и щелочных, сернистых соединений.
Для характеристики смазочных масел пользуются единицами кинематической и динамической вязкости, определяемой при температуре +100, +50, —15, —20, —35°C и др.
Для масел, работающих в широком диапазоне температур, большое значение имеет зависимость вязкости от температуры (вязкостно-температурная характеристика). Это значит, что такие масла должны обладать вязкостью, меньше изменяющейся в определенном интервале температур.
Числовая характеристика зависимости вязкости от температуры выражается индексом вязкости или температурно-вязкостным коэффициентом:

или

где В50, В100, в0 — вязкость исследуемого масла соответственно при температуре 50, 100, 0°C.
Маслянистость (липкость, или смазывающая способность) — способность масел прилипать к твердой поверхности с образованием на ней тонкой прочной маслянистой пленки, именуемой граничным слоем. Эта характеристика наиболее важна в тех случаях, когда масло работает при больших нагрузках и малых скоростях.
Температура застывания — это такая температура, при которой испытуемое масло в условиях опыта загустевает настолько, что при наклоне пробирки, в которой оно находится, под углом 45° уровень масла остается неподвижным в течение 1 мин. Эта характеристика является важнейшим показателем, учитываемым при транспортировании, хранении и заправке систем смазочными маслами.
При работе в узлах трения масло в результате воздействия высоких температур (начиная с 50—60°C) и кислорода воздуха окисляется. В результате этого появляются продукты окисления, изменяется состав и ухудшается качество масел. Поэтому важной их характеристикой является химическая стойкость, или стабильность (термоокислительная стабильность).
Смазочные масла, как правило, работают в условиях повышенных температур, что сопровождается образованием кокса, золы. Это может привести к их возгоранию.
Поэтому в стандартах отражаются такие Их характеристики, как коксуемость, температура вспышки и зольность.
Коксуемость — это способность масел образовывать кокс при воздействии высоких температур и давлении без доступа воздуха. Для авиационных масел допустимая коксуемость — 0,3—0,7 %, для дизельных — 0,4—0,8 %.
Температура вспышки — это такая температура, при которой пары смазочных масел, образуя с воздухом горючую смесь, вспыхивают при поднесении к ним пламени. Температура вспышки предопределяет как условия хранения, так и применение смазочных материалов. Для трансмиссионных масел она равна 128—180°C, для цилиндровых масел — 210—310°C.
Повышенная зольность масел вызывает разрушение трущихся деталей, поэтому содержание золы строго нормируется. В зависимости от назначения масла оно не должно превышать 0,005—0,2 %.
При оценке качества смазочных масел строго нормируются и такие показатели, как наличие механических примесей, влаги, кислых, щелочных и сернистых соединений,
Механические примеси (песок, глина, металлическая пыль) в смазочных маслах вызывают быстрое разрушение трущихся деталей. В смазочных маслах высокого качества наличие механических примесей не допускается.
Влага, кислые, щелочные и сернистые соединения вызывают коррозию металлических деталей, поэтому их содержание строго регламентируется стандартами. Наличие кислых и щелочных соединений характеризуется кислотным числом, показывающим количество едкого кали, требующегося для нейтрализации кислых соединений в 1 г смазочного масла. В зависимости от назначения масла кислотное число может иметь значение от 0,04 до 4.
Для улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел к ним добавляют присадки. По назначению они подразделяются на следующие группы:
улучшающие вязкостные свойства масел (полимеры, обладающие весьма большой вязкостью: полиизобутилены; полиакрилостиролы и др.);
улучшающие смазочные свойства масел (олеиновая, стеариновая и другие жирные кислоты; естественные жиры, костяное и касторовое масла, диэфиры ксантогеновых кислот);
понижающие температуру застывания масел (депрессорные) —депрессатор АзНИИ (алкилнафталины), сантупор (продукт конденсации фенола с хлорированным парафином), АФК (триалкилфенолят кальция), полиметакрилат;
антиокислительные (для повышения химической стабильности масел) — АзНИИ-10, АзНИИ-11, параоксидифениламин, АН-22к, ДФ-11 (диалкидфосфат цинка);
антикоррозионные (создают на поверхности смазываемых металлов защитный слой, препятствующий воздействию на них кислых и других активных веществ) — высокомолекулярные кислоты, соли жирных и нафтеновых кислот, оксилкислоты, амины;
антинагарные (моющие) (препятствуют образованию нагара на стенках цилиндра) — соли нафтеновых и стеариновых кислот, сульфонаты, феноляты, фосфонаты.
многофункциональные (многокомпонентные).
Для смазки узлов трения, которые не могут удерживать жидкое масло или подача масла к ним затруднена, применяют пластичные (мазеобразные) смазочные материалы, называемые консистентными смазками. В отличие от смазочных масел они являются не однородными продуктами, а сложными коллоидными системами, твердую фазу которых составляет загуститель (иногда и наполнитель), а жидкую — минеральные масла.
Консистентные смазки применяются для понижения трения и степени износа, предохранения (защиты) поверхности изделий от коррозии, а также в качестве уплотнительной среды.
Для получения консистентных смазок используют нефтяные или синтетические масла, в качестве загустителя — соли жирных кислот (мыла) или твердые углеводороды (парафин, церезин), в качестве наполнителей — графит, тальк, окись цинка, аэросил и др.
Основными качественными характеристиками консистентных смазок являются пенетрация, температура каплепадения, коррозионные и предохранительные свойства, химическая, механическая, коллоидная и термическая стабильность.
Пенетрация (консистенция или степень густоты) определяет пригодность смазки для того или иного метода подачи к смазываемым деталям, возможность создания плотной набивки и др. Пенетрацию измеряют погружением в смазку специального конуса, для чего используют прибор, называемый пенетрометром. Сопротивление смазки проникновению конуса оценивается числом пенетрации. Оно показывает глубину погружения конуса в испытуемую смазку при определенных условиях и выражается в десятичных долях миллиметра.
Температура каплепадения (плавления) — это та температура, при которой смазка из пластичного состояния переходит в жидкое. Она характеризует верхний предел рабочей температуры смазки. Для надежной смазки трущихся деталей их температура должна быть на 10— 12°C ниже, чем температура каплепадения используемой смазки,
Коррозионные и предохранительные свойства смазок характеризуют их как химически инертный по отношению к металлам материал. Для предохранительных смазок требуется еще и способность защищать покрытые ими металлы от коррозии.
Химическая стабильность — это устойчивость смазок против окисления в процессе работы и хранения. При окислении образуются низкомолекулярные, а также липкие и смолистые продукты, в результате чего смазка расслаивается на твердую и жидкую фазы. Это снижает ее характеристики.
Механическая стабильность характеризуется способностью консистентных смазок противостоять механическому воздействию. Она зависит от природы и количества загустителя, степени очистки и происхождения масла,
Коллоидная стабильность определяет способность смазок не распадаться на жидкую и твердую фазы. Низкую коллоидную стабильность имеют смазки, содержащие небольшое количество загустителя и маловязкое масло. Такие смазки непригодны для работы в условиях высоких температур и нагрузок.
Термическая стабильность — это способность смазок сохранять свою структуру и свойства при длительном нагреве. Она зависит от содержания загустителя, температуры каплепадения и вязкости используемого в качестве жидкой фазы масла.
В стандартах на консистентные смазки допускается в определенных пределах содержание воды, свободной щелочи, механических примесей и золы, однако их количества строго нормируются. Свободная кислота во избежание коррозии металлов должна отсутствовать.
Ассортимент и маркировка смазочных масел
Моторные масла предназначены для уменьшения износа деталей двигателя, снижения потерь энергии на трение, выполняют функции теплоотводящей среды в зазорах между поршневыми кольцами и стенками цилиндров. В зависимости от типа двигателя они подразделяются на авиационные, автомобильные (карбюраторные и дизельные), автотранспортные и реактивные.
Масла в двигателях работают в условиях воздействия изменяющихся во времени давлений и переменных температур. В связи с этим они должны отвечать требованиям в отношении стабильности, обладать низкими кислотностью и зольностью, оптимальной вязкостью и высокой температурой вспышки.
Выпускаемые в СССР автомобильные моторные масла по степени форсированности двигателей разбиты на шесть групп, а по вязкости при 100°C — на семь классов (см. табл. 2).
Масла группы А, Б, В и Г предназначены соответственно для нефорсированных, мало-, средне- и высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, группы Д — для высокофорсированных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях, группы E — для малооборотных дизелей, работающих на топливе с высоким (до 3,5 %) содержанием серы и со специальной системой смазки.
Таблица 2. Классификация и маркировка автомобильных моторных масел (ГОСТ 17479.1—85)
Вязкость масла при 100°C, сСт Группа масел
А Б В Г Д E
6 М6А М6Б М6В

8 М8А М8Б М8В М8Г — —
10 __ М10Б Ml0B М10Г __ —
12 - М12Б М12В М12Г М12Д —
14 — М14Б М14В М14Г М14Д M14E
16 — М16Б М16В М16Г М16Д М16Е
20 М20А М20Б М20В М20Г М20Д М20Е
После буквы, обозначающей группу масла, проставляется цифровой индекс, указывающий на то, что данное масло предназначено для карбюраторного (1) или дизельного (2) двигателя, например: М-8Б1, Ml0Г2 и т. д. Без цифрового индекса маркируются масла, применяемые как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.
Моторные масла, загущенные вязкостными присадками, имеют более сложную маркировку, так как дополнительно классифицируются по вязкости при —18°C на классы 43 (вязкость 1300—2500 сСт) и 63 (вязкость 2600— 10400 сСт), например: М-43/6В1, М-63/10В1.
Для некоторых масел в настоящее время сохраняется старая маркировка, существовавшая до 1972 г., например АС-8, ДС-11, АКЗп-10, где А — масло автотракторное, Д — дизельное, С — селективной очистки, К — кислотной очистки, Зп — загуститель, цифра — вязкость (сСт).
Ассортимент автомобильных и автотранспортных моторных масел включает группы обкаточных (для заводской обкатки двигателей), консервационных, рабоче-консервационных и рабочих масел.
Для заводской обкатки двигателей, как правило, используются товарные моторные масла, например М8ГИ (на ВАЗе), АС-8 (на ЗИЛе), М-10Г2К (на КАМАЗе). Из специальных обкаточных масел наиболее распространено масло ОМ-2.
В качестве рабоче-консервационных моторных масел используются масла марок М-8ГИ, М-10ГИ, М-12ГИ, М-8ГРК (с ингибитором коррозии ИНГА-1), в качестве консервационного — НГ-207 (с ингибитором коррозии НГ-108).
Основные марки рабочих моторных масел и рекомендации по их применению следующие
Марки масел Применение
М8А ГАЗ-51, ЗИЛ 164
M-8B2 МАЗ 205, КрАЗ-219
M-10B2 ДТ-54, T-180
MT- 16 БелАЗ-525, БелАЗ-530
М43/6В1 ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ 130
M-8B1 Урал 375, УАЗ-452
M-8B2, M-10B2 МАЗ-504, КрАЗ 256, КрАЗ-258 T-100M, МТЗ 52, Т-74, БелАЗ-540
M-14B2, M-20В БелАЗ 540, ДЭТ-250, БелАЗ-549
M 6а/10В2 МАЗ-540, КрАЗ-256, КрАЗ-258 КамАЗ-5320, Урал-375
М-8Г2, М-10Г2 БелАЗ-548, K-700, K-70l, Т-150, Т-160, Т-330
М-8Г1, М-12Г1 ВАЗ-2101, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106,
М-63/10Г ВАЗ-2108, ЗАЗ-968; Москвич-412, ТАЗ-24
М-6Г2 Магирус-Дойтц, Икарус-180, Икарус-256, КамАЗ-5320
М-43/8Д БелАЗ-548, БелАЗ-549
M-10ДМ БелАЗ-548, БелАЗ-549, Т-150К
Авиационные моторные масла являются наиболее высококачественными. Их ассортимент включает масла для поршневых (МС-14, МС-20, МК-22, МС-20С), газотурбинных, турбореактивных и турбовинтовых двигателей (MK-8, МС-6, ВНИИ НП-7). В маркировке масел: M — моторное, С — селективной очистки, К — кислотной очистки, цифра — вязкость (сСт).
Трансмиссионные масла используются для смазки зубчатых передач (цилиндрических, конических, гипоидных и др.) в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления, бортовых передачах, а также в гидравлических приводах машин и механизмов.
Ассортимент трансмиссионных масел следующий:
Марки трансмиссионных масел (кроме загущенных) Применение
ТСп-14,5 Для смазывания цилиндрических, конических и червячных передач
TAн-15 Для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач
тсп-10, ТСп-14, ТАП-15В Для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач
TCп15К Для смазывания тяжелогруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ
ТСп-14, ГИП Для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей
ТАД-17И Для смазывания цилиндрических; конических и гипоидных передач автомобилей ВАЗ и другой техники
Все трансмиссионные масла выпускаются с присадками. Цифра в маркировке — среднее значение вязкости при 50°C (сСт).
Индустриальные масла предназначены для смазывания подшипников и пар трения металлообрабатывающих станков, промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, а также применения в качестве рабочей и закалочной жидкости и для изготовления консистентных смазок. Эти масла работают при температурах, редко превышающих 50—60°C, и подразделяются на масла общего и специального назначения.
Индустриальные масла общего назначения выпускаются марок И-12А, И-20А, И-25А, И-30А, И-40А, И-50А. В маркировке: И — индустриальное, А — без присадок, цифра — среднее значение вязкости при 50°C (сСт).
К индустриальным маслам специального назначения относится масло приборное MВП, вязкость которого при 50°C составляет 6,5—8,0 сСт, а температура застывания около —60°C, а также сульфофрезол, П-28 (для прокатных станов), ВНИИНП-25 шарнирное, ВНИИНП-1-ЧМО приборное и др.
Компрессорные масла предназначены для смазки поршневых и ротационных компрессоров, воздуходувок и холодильных машин. Они работают в условиях высоких температур (200—220°C) и давления (15,0—20,0 МПа), поэтому должны обладать высокой термоокислительной стабильностью, а также хорошими антинагарными и антикоррозионными свойствами.
Масла для компрессоров холодильников, работающие в постоянном контакте с холодильным агентом, а также в условиях меняющегося давления и температуры, должны иметь низкую температуру застывания, не вызывать коррозии цветных металлов и как можно меньше увеличивать вязкость при понижении температуры.
Компрессорные масла (по ГОСТ 1861—73 и ГОСТ 9243—75) выпускаются марок К-12, К-19 и КС-19, где К — компрессорные, С — из сернистых нефтей, цифра — вязкость при 100°C (сСт).
Для компрессоров холодильников, работающих на аммиаке или углекислоте, применяются масла марок XA (фригус), ХА-23, ХА-30, для компрессоров, работающих на фреоне, — марок ХФ12-18, ХФ22-24, ХФ22с-16, ХФ12-16. В маркировке XA — для холодильников, работающих на аммиаке, ХФ — работающих на фреоне, С — синтетическое, цифры — вязкость при 50°C (сСт).
Турбинные масла предназначены для смазывания и охлаждения подшипников паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров и генераторов электрического тока.
В соответствии с ГОСТ 32—74 и ГОСТ 9972—74 турбинные масла выпускаются марок Тп-22 (Т-22), Тп-30
(Т-30), Тп-4б (Τ-46), Τ-57, Иввиоль-3. В маркировке: Т — турбинное, п — с присадками, цифра — среднее значение вязкости при 50°C (сСт). Вязкость масла Иввиоль-3 составляет 21—23 сСт.
Для смазки и регулирования паровых и газовых турбин в последние годы применяется масло Тп-22Х с присадкой хинизарина. Эксплуатация этого масла более проста, так как содержащаяся присадка обладает антикоррозийными свойствами.
К электроизоляционным маслам относятся трансформаторные, конденсаторные и кабельные. Отличительная их особенность — высокое удельное электрическое сопротивление и стабильность против окисления.
Трансформаторные масла применяются в качестве диэлектрика и теплоотводящей среды и в соответствии с ГОСТ 982—80 выпускаются марок TK, T-750, T-1500 и ПТ. Вязкость этих масел при 50°C составляет — 9,6 сСт, цифры в маркировке указывают предел напряжения, кВ.
Конденсаторные масла предназначены для заливки и пропитки изоляции конденсаторов, кабельные масла (МН-4, С-220, КМ-25) —для использования в качестве пропиточной и изолирующей среды в маслонаполненных кабелях.
Цилиндровые масла применяются для смазывания горячих частей паровых молотов и насосов, судовых машин. Они обладают высокой термоокислительной стабильностью, хорошими антикоррозионными и антинагарными свойствами. К маслам этой группы относятся цилиндровое марок: 24 (вискозин), 38 и 54 (вапор). Цифры указывают на среднее значение вязкости при 100°C (сСт).
Консервационные масла применяют для защиты от коррозии металлических узлов, деталей и инструмента. Для консервации сроком более 5 лет применяется масло К-17, для консервации сроком на 1,5—2 года — НГ-203 и НГ-204у.
В народном хозяйстве находят широкое применение также технологические (соляровое, для замасливания хлопка, мягчители резины) и белые масла (парфюмерные, вазелиновые и др.).
Ассортимент и маркировка консистентных смазок
Консистентные смазки выпускаются антифрикционные, уплотнительные, канатные, консервационные и специальные.
К антифрикционным смазкам общего назначения и многоцелевым относятся солидол, консталин, смазка графитная, ВНИИ НП-242, Литол-24 (табл. 3).
К антифрикционным смазкам термо-, морозо- и химически-стойким, а также противозадирным относятся ГОИ-54п, ЦИАТИМ марок 201, 202, 203, 205, 221, МС-70, ВНИИ НП марок 207, 246, 279 (табл. 4).
Таблица 3. Марки и применение антифрикционных смазок общего назначения и многоцелевых
Марки Внешний вид Назначение
Солидол жировой (солидол-Ж и пресс-солидол-Ж) ГОСТ 1033—79 Мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета Для смазывания узлов трения, качения и скольжения машин и механизмов, работающих при температурах от —25 до +65°С
Солидол синтетический (солидол-С и пресс-солидол-С CKa 2/7-2) ГОСТ 4306—76 Мазь коричневого цвета То же
Консталин (консталин-1, OHa 2/11-3, консталин-2) OHa 2/11-4 ГОСТ 1957—73 Мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета Универсальная тугоплавкая смазка с температурой каплепадения 130°C (конста-лин-1) и 150°C (консталин-2)
ВНИИ НП-242 ГОСТ 20421—75 Мазь черного цвета Для смазывания подшипников, работающих в интервале температур от —40 до +110°C при влажности окружающей среды до 98%
Литол-24 (МЛи 4/12-3) ГОСТ 21150—87 Мазь от светло-желтого до коричневого цвета Многоцелевая водостойкая смазка, предназначенная для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, работающего при температурах от —40 до +120°C
Таблица 4. Марки и применение антифрикционных смазок термо-, морозо- и химически стойких противозадирных
Марки Внешний вид Назначение
ГОИ-54п (НТ5/5-3) ГОСТ 3276—74 Мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета Для смазывания приборов и механизмов, работающих при температурах от —40 до +50°C, и защиты от коррозии металлических поверхностей
ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267—74 Мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета Для смазывания приборов и механизмов, работающих с малым усилием сдвига при температурах от —60 до +90°C
ЦИАТИМ-205 ГОСТ 8551—74 Вазелинообразная маслянистая мазь от белого до светло-кремового цвета Для предохранения от спекания неподвижных резьбовых соединений и арматуры, работающих при температурах от — 60 до +50°C в агрессивных средах
ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773—73 Мазь темно-коричневого цвета Для смазывания механизмов, работающих при высоких удельных нагрузках при температурах от —50 до +90°C
ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433—80 Мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета Для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей «металл — металл» и «металл — резина», работающих при температурах от —60 до +150°C
МС-70 ГОСТ 9762—76 Прозрачная мазь от светло-коричневого до темно-коричневого цвета. При растяжении между пальцами дает небольшой ус Для смазывания в течение всего года узлов трения и как антикоррозионное покрытие металлических поверхностей приборов и механизмов, соприкасающихся с морской водой. Минимальная температура применения —50°C
ВНИИ НП-279 ГОСТ 14296—78 Светлая однородная прозрачная мазь Для смазывания узлов трения, работающих в контакте с агрессивными средами при температурах от —50 до +50°C и с воздухом при температурах от —50 до +150°С
ВНИИ НП-246 ГОСТ 18852—73 Однородная синяя мазь Для смазывания подшипников качения и шестерен, работающих в интервале температур от —60 до +250°C, в вакууме 1,33Xl0-4 Па (10-6мм рт. ст.)
ВНИИ НП-207 ГОСТ 19774—74 Мазь от светло- до темно-коричневого цвета Для смазывания подшипников качения при температуре до 200°C
ЦИАТИМ-202 ГОСТ 11110—75 Мазь от желтого до светло-коричневого цвета То же при температурах от —50 до +120°C
К антифрикционным приборным смазкам относятся смазки ВНИИ НП марок 223, 228, 257, 274, 260, ОКБ-122-7 (табл.5).
Смазки антифрикционные индустриальные и транспортные включают смазку AM карданную, автомобильную, железнодорожную ЛЗ — ЦНИИ, УНИОЛ-2 и ЛЗ-31.
Смазка AM карданная (ГОСТ 5730—84) — однородная длинноволокнистая мазь темного цвета. Она применяется для смазывания поворотной цапфы переднего ведущего моста автомобилей.
Смазка автомобильная OHa — Ka 3/10-2 (ГОСТ 9432—60) используется для смазывания подшипников ступиц колес, червячного вала коробки передач, а также других узлов автомобиля и представляет собой мазь от желто- до темно-коричневого цвета.
Смазка железнодорожная ЛЗ — ЦНИИ (ГОСТ 19791—74) применяется в роликовых подшипниках железнодорожных вагонов при температурах от —60 до +100°C, цвет мази — от желто- до темно-коричневого.
Смазка УНИОЛ-2 VIKa 1/16 (ГОСТ 23510—79) предназначена для применения в централизованных системах смазки металлургического оборудования при температурах от —10 до +160°C. По внешнему виду это однородная мазь от светло- до темно-коричневого цвета.
Смазка ЛЗ-31 (УЛи4/13эЗ) ГОСТ 24300—80 предназначена для закрытых подшипников скольжения, работающих в интервале температур от —40 до +130°C, и
Таблица 5. Марки и применение антифрикционных приборных смазок
Марки Внешний вид Назначение
ВНИИ НП-223 Мазь от светло-до темно-коричневого цвета Для смазывания скоростных подшипников качения, скольжения и маломощных зубчатых передач, работающих при температурах от —45 до +150°C
ВНИИ НП-228 Мазь светло-коричневого цвета Для смазывания специальных скоростных подшипников качения, работающих при температурах от —45 до +150°C. Ядовита
ВНИИ НП-257 ГОСТ 16105—70 Мазь черного цвета Высокотемпературная морозостойкая смазка для смазывания шарикоподшипников и маломощных зубчатых передач
ВНИИ НП-274 ГОСТ 19337—73 Мазь светлая Для смазывания малогабаритных подшипников качения и маломощных редукторов, работающих в атмосферных условиях и в высоком и сверхвысоком вакууме при температурах от —80 до +160°C
ВНИИ НП-260 ГОСТ 19832—87 Мазь от светло- до темно-коричневого цвета Для смазывания скоростных шарикоподшипников, работающих при температурах от —50 до +180°C
ОКБ-122-7 ГОСТ 18179—72 Мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета Для смазывания шарикоподшипников и других узлов трения при температурах от —60 до + 120°C
представляет собой однородную мазь от светло-желтого до коричневого цвета.
В качестве уплотнительных используются смазки графитная БВН и бензиноупорная, пасты ВНИИ НП марок: 232, 263, 225, замазка ЗЗК-Зу; в качестве канатных и консервационных — смазки марок AMC (AMC-1 и AMC-3), ПВК, Торсиол-55.
К специальным смазкам относятся вазелины (кремнийорганический марки КВ-3/10Э, медицинский, конденсаторный и ветеринарный BCXB).
Маркировка консистентных смазок кратко характеризует ее назначение, состав, свойства и в соответствии с ГОСТ 23258—78 состоит из пяти буквенных и цифровых индексов, обозначающих назначение смазки, тип загустителя, рекомендуемый интервал применения, дисперсионную среду, консистенцию.
В маркировке антифрикционных смазок их назначение отражается буквами: С — общего назначения для обычных (до 70°C) температур — солидолы; О — общего назначения для повышенных (до 110°C) температур; M — многоцелевые для узлов трения с рабочей температурой от —30 до +130°C, эксплуатируемые при повышенной влажности; Ж — термостойкие, эксплуатируемые при температурах до 150°C; H — морозостойкие, рабочая температура —40°C и ниже; И — противозадирные и противоизносные; X — химически стойкие; Π — приборные; T — редукторные или трансмиссионные; Д — приработочные; У — узкоспециализированные или отраслевые; Б — брикетные для использования в виде брикетов.
В маркировке консервационных смазок назначение отражается буквой 3, канатных — К, уплотнительных — А (арматурные), резьбовых — P и вакуумных — В.
Виды загустителей следующие:
Загуститель Индекс
Мыло
Алюминиевое АЛ
Бариевое Ба
Кальциевое Ka
Литиевое Ли
Натриевое На
Свинцовое Св
Цинковое Цн
Комплексное Км
Смесь мыл M1-M2
Углеводороды твердые T
Органические вещества О
Пигменты Пг
Полимеры Пм
Уреаты Ур
Фторуглероды Фу
Неорганические вещества
Глины Бн
Сажа Сж
Силикагель Си
Комплексное мыло обозначается строчной буквой «к», после которой указывают индекс соответствующего мыла (кКа, кВа и т. д.). Смесь двух и более загустителей обозначают составным индексом (Ka-Ha, Ли-Бн, Си-Пг и т. д). На первом месте ставят индекс загустителя, входящего в состав смазки в большей концентрации. Индексы M, O, H применяют только в тех случаях, когда загуститель, входящий в одну из групп, не предусмотрен приведенным перечнем.
Рекомендуемый температурный интервал применения обозначают округленно до 10°C дробью, где числитель — уменьшенная в 10 раз максимальная отрицательная температура (без знака минус), знаменатель — уменьшенная в 10 раз максимальная плюсовая температура. Например, индекс «4/15» соответствует температурному интервалу от —40 до +150°C.
Тип дисперсионной среды и присутствие твердых добавок обозначают строчными буквами русского алфавита.
Типы дисперсионной среды и твердых добавок следующие:
Дисперсионная среда Индекс
Нефтяное масло H
Синтетические углеводороды У
Кремнийорганические жидкости К
Сложные эфиры Э
Галогеноуглеродные жидкости ж
Перфторалкилполиэфиры а
Твердые добавки
Графит г
Дисульфид молибдена д
Порошки
свинца с
меди M
цинка ц
Индексы класса консистенции смазки (в зависимости от пенетрации при 25°C) обозначают арабскими цифрами:
Пенетрация Индекс класса
консистенции
400—430 00
335—385 0
310—340 1
265—295 2
220—250 3
175—205 4
130—160 5
85—15 6
Ниже 70 7

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Назначение и классификация смазочных материалов» з дисципліни «Товарознавство сировини і матеріалів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ ЯКОСТІ ПРОДУКЦІЇ
Посередництво комерційних банків при операціях з іноземною валюто...
Програмне забезпечення для захисту інформації персональних комп’ю...
Аудит відпуску запасів у виробництво
Поділ іменників на відміни


Категорія: Товарознавство сировини і матеріалів | Додав: koljan (28.09.2012)
Переглядів: 6141 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП