Германской хозяйство тесно вплетено в систему мирохозяйственных связей, оказывая большое воздействие на мировое хозяйство. Компании занимают ведущее место в мире в развитии практически всех видов внешнеэкономических связей. Открытость экономики. Экономика ФРГ характеризуется высоким уровнем интернационализации производства. Ее экспортная квота составляет 27%, а импортная — 25% ВВП. По этому показателю германская экономика не достигла уровня 1913 г. Семь отраслей промышленности (общее машиностроение, автомобилестроение, точная механика и оптика, производство ЭВМ и конторского оборудования, производство музыкальных инструментов, текстильная и кожевенная промышленность) вывозят за границу более половины выпускаемой ими продукции. Многие из экспортных отраслей одновременно являются крупными импортерами. Доля импорта в поставках на внутренний рынок покрывает свыше половины спроса на ЭВМ и конторское оборудование, точную механику и оптику, цветную металлургию. Внешнеторговые связи. По объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире после США (9,3%), по конкурентоспособности она уступает США, Швейцарии и ряду восточно-азиатских стран. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте традиционных товаров — разнообразных по номенклатуре промышленных товаров, главным образом инвестиционного назначения, которые имеют преимущества перед конкурентами, как правило, не в цене, а в качестве товара. Свыше 55% экспорта приходится на четыре товарные группы: автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. Германским компаниям принадлежит первое место в экспорте готовых химических товаров (14—17%). Участие в международной торговле продукцией общего машиностроения отражает состояние конкурентоспособности продукции. По удельному весу в мировом экспорте страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них — горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля — около 9% мировых поставок и пятое место в мире в экспорте готовой одежды — 4%, но девятое место в экспорте телекоммуникационной техники. Доля в мировой торговле товарами высокой технологии сократилась (14% экспорта обрабатывающей промышленной продукции). Страна стала их нетто-импортером. По этому показателю ФРГ значительно уступает всем ведущим развитым странам. Страна занимает четвертое место по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты. Экспортная торговля в 90-е годы развивалась более низкими темпами, чем в предыдущем десятилетии, уступая как всем развитым странам, так и ведущим промышленным державам. В отличие от 80-х годов импорт увеличивался быстрее экспорта товаров и услуг.
Таблица 24.2
Темпы прироста экспорта Германии, %
Страны 1981—1990 1991—2000 Германия 5,1 4,8 ЕС 4,6 5,4 Развитые страны 5,3 6,0
И с т о ч н и к: World economic outlook. October 1999. IMF. p. 200.
Снижение темпов экспорта было вызвано рядом причин, среди которых — направление товаров и услуг в восточные земли после присоединения ГДР. В числе важных причин — обострение конкуренции на международных рынках продукции средней наукоемкости и ухудшение для германских компаний условий торговли, т.е. соотношения цен на экспортируемые и импортируемые товары. Если для всех развитых стран они улучшились (+0,25 в среднем в год), то для Германии — ухудшились (—0,8% в среднем в год). Понижение конкурентоспособности германских товаров произошло несмотря на снижение стоимости рабочей в единице продукции (—0,7% в среднем в год за 1991—2000 гг.), в то время как в группе развитых стран этот показатель возрос. Возможно, это произошло в основном за счет рабочей силы восточных земель, где оплата труда в конце 90-х годов составляла 86,5% от уровня западных земель, а продолжительность рабочего дня на 1,5 часа больше, но производство в восточных землях лишилось своих прежних экспортных рынков.
Таблица 24.3
Географическое направление экспорта Германии, %
Страны, регионы 1991 1995 1999 Индустриальные страны 79,7 74,9 76,1 США 6,3 8,7 10,1 Япония 2,5 3,0 2,2 ЕС 54,2 50,1 56,3 Развивающиеся страны 20,1 25,0 23,7 Африка 1,9 1,8 1,5 Азия 5,0 8,2 8,2 Ближний Восток 3,1 9,8 2,5 Латинская Америка 2,0 2,6 2,8 РФ 2,7 1,6 1,1
И с т о ч н и к: Direction of Trade Statistics Yearbook. 2000; Wirtshaft und Statistiks. August 2000.
Германия выступает вторым по величине импортером мира. Импортная квота существенно возросла для многих отраслей. В обрабатывающей промышленности она увеличилась до 22% (авиакосмическая промышленность — свыше 80%). Увеличение импортной квоты объясняется интенсификацией внутриотраслевой специализации, в результате чего растет внутриотраслевой обмен среди одних и тех же товарных групп. Еще выше доля импорта в удовлетворении потребностей хозяйства в промышленном сырье, к примеру, по нефти на 98%, природному газу — на 80%. Ослабление позиций в мировой торговле в 90-е годы кардинально не изменило платежные позиции Германии. Торговый оборот она сводила с положительным сальдо. Ведущими торговыми партнерами Германии выступают Франция, Италия и Британия, на каждую из них приходится 11—7,5% германского экспорта. Активные торговые связи поддерживаются с США (9—10% экспорта или 2,8% ВВП). В целом на промышленные страны приходится около 80% внешнеторгового оборота ФРГ, в том числе на страны ЕС — 56% (табл. 24.3). Для ряда стран она является основным рынком сбыта их продукции. Если Германия поглощает 20% экспорта других стран Евросоюза, то у Австрии — 40%, Нидерландов — 29%, Дании —23%, Греции — 22%, Бенилюкса — 29%. Движение капитала. С конца 70-х годов германские компании резко активизировали усилия в вывозе производительного капитала. По объему прямых капиталовложений за рубежом ФРГ вышла на третье место в мире после США и Британии — 8,8%. При снижении прибыльности в стране, обострении конкуренции на мировых рынках компании переориентировали свою внешнеэкономическую стратегию на расширение зарубежных производственных мощностей и сбытовой сети. Заграничное производство составляет 27% объема внутреннего выпуска товаров и услуг. В территориальном отношении прямые капиталовложения сосредоточены в Западной Европе (Франция, Швейцария, Бенилюкс, Британия) и в Северной Америке. При этом основным объектом приложения капитала стали США (около 30% зарубежных инвестиций). Создание собственных производственных мощностей германских компаний стало догюлняться поглощением действующих американских корпораций. Три известных гиганта химической промышленности обеспечивают на американском рынке 1/4 своих оборотов. Одним из крупнейших инвесторов в США в области электротехники является «Сименс», который занял там ведущие позиции в производстве рентгеновской аппаратуры и компьютерных томографов. Укрепили свои позиции в американской экономике германские автомобильные компании. В развивающихся странах, на которые приходится 14% общего объема капиталовложений, большая часть инвестиций сосредоточена в крупных и прогрессирующих в промышленном отношении странах (Бразилия, Аргентина, Индия). Германия представляет собой значительный рынок для иностранных капиталовложений — 5% мирового объема ИПК. Удельный вес предприятий с участием иностранного капитала в обороте промышленных и торговых компаний равен 18%, в обрабатывающей промышленности — 22%, в том числе в химической промышленности — 30%, в электротехнике, включая производство ЭВМ и конторское оборудование — 27%. Среди иностранных инвесторов преобладают американские ТНК. Иностранные ТНК занимают важное место в структуре крупного капитала. Из 30 крупнейших компаний в ФРГ почти 1/3 контролируется иностранным капиталом. Германия занимает ведущие позиции на международном рынке ссудных капиталов, выступает четвертым по величине донором экономической помощи развивающимся странам (12— 14% общего объема, что эквивалентно 0,3% германского ВВП). Около половины средств в рамках помощи развитию получают 16 развивающихся стран, в том числе Индия, АРЕ, Пакистан, Турция, Индонезия, Танзания, Бангладеш, Кения, Намибия. Финансовые результаты внешнеэкономических отношений страны воплощаются в платежном балансе, который в 90-е годы сводился с отрицательным сальдо по текущим операциям, составлявшим 0,1 —0,8% ВВП. Это произошло в основном за счет нефакторных услуг. В прошлые десятилетия постоянно оказывалось положительное сальдо платежного баланса, что обеспечило ведущую роль германской марки в Западной Европе. На международных финансовых рынках немецкая марка являлась второй по значению международной инвестиционной и резервной валютой. Ее доля в международных банковских операциях составляла 14%, в мировых валютных резервах — 15—20%, в международной торговле — около 14%. В последние годы в среднем около 80% экспорта Германии оплачивалось в марках, в долларах — 7%, в импорте — 53%. Важная роль марки во внешнеэкономических операциях создавала для экспортеров и импортеров ФРГ защиту от краткосрочных валютных рисков. ФРГ и ЕС. Германия является одним из локомотивов западно-европейской интеграции. Как крупнейшая в ЕС экономическая сила ФРГ оказывает большое влияние на функционирование союза. Она обеспечивает 26,4% поступлений в бюджет союза, что значительно превышает доли других ведущих стран (Франция — 17,2, Италия — 13, Британия — 13,5%). Позиции ФРГ в Центральной и Восточной Европе. Немецкий капитал укрепляет свои позиции в странах Центральной и Восточной Европы. Проводится особая политика в отношении этнических немцев с целью усиления их идентификации, языковых и культурных связей. Германия заменила Советский Союз в качестве ведущего торгового партнера стран Центральной Европы. На нее приходится 20—30% экспорта этих стран, и она является крупнейшим импортером их товаров. Хотя экспорт в страны Центральной Европы не превышает 10% его общего объема, это составляет 20—25% их импорта. Ведущими торговыми партнерами Германии являются Польша и Чехия. Центрально-европейские страны поставляют в Германию полуфабрикаты, машиностроительные компоненты, вино, сельскохозяйственные продукты, текстиль и строительные материалы. Значительная часть поставок осуществляется на контрактной основе: в центрально-европейских странах производятся полуфабрикаты по германским разработкам, которые затем поставляются в Германию на доработку и упаковку. Этому содействует растущее число предприятий, контролируемых германским капиталом. В Центральной и Восточной Европе сосредоточено около 9% немецких заграничных инвестиций, в основном в Венгрии и Чехии. Германия выступает крупнейшим кредитором стран Центральной и Восточной Европы, обеспечивая свыше 50% всех требований западных банков. Определенное место в деловых связях ФРГ занимает Российская Федерация. В рамках взаимных отношений проводится долгосрочное сотрудничество в ряде традиционных отраслей (химия, поставки оборудования) и импорт российского природного газа. Действует ряд соглашений по научно-техническому сотрудничеству и промышленной кооперации. Доля товарооборота с РФ сократилась (1,6% германского объема). Экономическое сотрудничество подкрепляется кредитами германских банков, Германия стала крупнейшим кредитором РФ. В Российской Федерации действует примерно 1,5 тыс. предприятий с германским капиталом, большая часть которых сосредоточена в промышленности. Общий объем прямых капиталовложений составляет примерно 0,5% германских заграничных инвестиций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Германская экономика в мирохозяйственных связях» з дисципліни «Світова економіка»