Международной проблемой является поверхностное загрязнение Мирового океана. Как свидетельствовал Тур Хейердал, за время, прошедшее между двумя его плаваниями, вода в океане стала более загрязненной разного рода отбросами. Эти отбросы выносятся реками, попадают в воду из прибрежных городов, с промышленных предприятий и судов. Моря и океаны загрязнены нефтью. Одна тонна нефти, попавшая в океан, может покрыть тонкой пленкой до 12 км2 поверхности воды. Фактически же в океан только от слива остатков нефти и нефтепродуктов из танкеров ежегодно попадает до 1 млн. т. Большое количество нефти выливается в море в результате аварий танкеров. Очистка воды и побережья от загрязнения нефтью обходится дорого, и результатом этих аварий являются иски, предъявляемые представителями потерпевшей стороны владельцам танкеров. В последние годы странами приняты законодательные меры, регламентирующие прохождение танкеров в территориальных водах соответствующих стран. По данным Международной морской организации, 37 тыс. судов и танкеров водоизмещением более 10 тыс. т каждое ежегодно выбрасывают в Мировой океан от 750 до 1500 тыс. т углеводородов. В среднем танкер в 250 тыс. т должен иметь 100 тыс. т балласта для возвращения в порт отправления. Этот балласт по прибытии выливается в море вместе с оставшейся в нем нефтью. Много нефти выбрасывается в океан из-за аварий при морской добыче нефти, в частности в Северном море, Мексиканском заливе. Ежегодное загрязнение нефтью составляет около 6 млн. т. О загрязнении воды океанов и морей можно судить по тому, что в вылавливаемой морской рыбе обнаруживают ртуть, медь, кобальт, фосфор, радиоактивные элементы. Известный исследователь моря Ив Кусто писал, что за 1950-1970 гг. жизнь под водой сократилась на 40%. Рыбные запасы Средиземного моря снизились на 80%. Загрязнение Средиземного моря отрицательно сказывается на морских курортах Лазурного берега Франции, побережья Италии. На некоторых курортах пришлось запретить морские купания. Все более загрязняется Северное море, не так давно еще изобиловавшее рыбой. В это сравнительно мелкое море попадают ядовитые соединения, такие как ДДТ, а также тяжелые металлы, ртуть, свинец и другие вредные загрязнители из впадающих в него рек, с промышленных предприятий и электростанций побережья Англии, ФРГ, Бельгии, Голландии, Дании, Норвегии, из крупных портов с грузовых судов, противозаконно сбрасывающих нефтяные и химические остатки из своих трюмов, с морских нефтяных вышек, не говоря уже о постоянной угрозе аварий многочисленных танкеров, заходящих в порты. Во время Второй мировой войны в Северном море было потоплено немало судов с отравляющими и взрывчатыми веществами, находящимися в ржавеющих вместилищах. Это угрожает неисчислимыми вредными последствиями, если эти вещества вырвутся наружу. Значительно загрязнено Балтийское море и другие моря, омывающие берега промышленно развитых стран. Моря и океаны – достояние всего человечества, и их дальнейшая судьба во многом зависит от успешного международного сотрудничества. К сожалению, пока имеются немалые трудности в деле разработки, ратификации и соблюдения международных соглашений о защите морей и крупных рек, протекающих по нескольким странам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Загрязнение вод океанов и морей» з дисципліни «Світова економіка»