ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економіка світова » Світова економіка

Россия и страны СНГ
Особая проблема – перспективы экономических отношений России со странами ближнего (или нового) зарубежья. В общих рамках соблюдения интересов России рассматриваются разные модели ее отношений с бывшими республиками СССР. Раньше существовала экономическая система, которую называли единым народнохозяйственным комплексом. Сейчас это определение нередко воспринимают с иронией, но нельзя отрицать того, что степень взаимосвязанности и взаимозависимости союзных республик была очень высокой, и это не может, да и не должно исчезнуть.
Есть несколько моделей развития экономических отношений между новыми государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Россия стремится по возможности сохранить глубокую интеграцию со всеми бывшими республиками СССР, но не только интересы одной России формируют реальность межгосударственных связей. В чем же суть интеграционной модели? Это единое экономическое пространство, характеризующееся общей денежно-кредитной системой, отсутствием каких-либо ограничений в движении товаров, услуг, капитала, свободным перемещением населения, скоординированной политикой, общим характером отношения к третьим странам. Ныне такой модели интеграции нет, но существуют ее отдельные элементы, и задачей является их поддержка, укрепление и развитие.
Вместе с тем ныне ясно, что в пространстве бывшего СССР нецелесообразно, да и просто невозможно строить какую-то однородную систему взаимоотношений. Происходит их дифференциация. В середине 90-х годов Россия наиболее тесные связи установила с Белоруссией и Казахстаном; необходим прогресс в экономических отношениях с Украиной.
Основу другой модели составляет таможенный союз: свободное движение товаров и услуг между членами союза, единая таможенная политика в отношении третьих государств.
Еще одна возможная модель – ассоциация или зона свободной торговли, т.е. беспошлинная торговля между партнерами, каждый из которых по отношению к третьим странам осуществляет собственную внешнеторговую, в том числе и тарифную, политику.
Наиболее вероятная модель будет представлять симбиоз всех перечисленных моделей.
Странам СНГ, с одной стороны, приходится отсекать то, что становится нежизнеспособным (например, упорядочивать денежно-кредитные, платежно-расчетные отношения при выходе страны из рублевой зоны). В вопросе о разделении собственности национальные интересы явно преобладают над стремлением сохранить общность. С другой стороны, появляются и объединяющие элементы: например, соглашение о таможенном союзе, договоренности об общих экологических программах, поддержании инфраструктуры, использовании воздушного пространства.
Таким образом, в регионе стран СНГ отчетливо проявляются две разнонаправленные тенденции: 1) обособление стран; 2) их сближение на основе интернационализации хозяйственной жизни и создания интеграционных объединений.
В сентябре 1993 г. страны СНГ подписали договор о создании экономического союза, цель которого – формирование на рыночных основах единого экономического пространства. Однако страны СНГ так и не смогли приступить к реализации основных положений договора, ограничиваясь двусторонними экономическими соглашениями.
С целью активизации интеграционного процесса в рамках СНГ в марте 1996 г. был подписан договор о всестороннем сближении и углублении интеграции четырех стран – России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В новом договоре первостепенное значение придавалось таможенному союзу, в частности, предусматривался ряд конкретных мер: согласование таможенной политики, унификация правил доставки и досмотра грузов, взаимных расчетов, борьба с контрабандой и др. В феврале 1999 г. к этому договору присоединился Таджикистан.
Формирование таможенного союза является конкретным шагом на пути углубления экономической интеграции. В свою очередь, интеграция по мере углубления и совершенствования предполагает последовательную передачу отдельных функций государств наднациональным органам, т.е. частичный отказ от национального суверенитета. Эта одна из главных причин того, что многие страны СНГ предпочитают интеграции развитие традиционных торгово-экономических связей на двусторонней основе.
В данной ситуации, очевидно, целесообразно развивать интеграционные связи на принципах разумного прагматизма и не со всеми странами СНГ одновременно, а последовательно, в дальнейшем распространяя их на других участников. В этом плане наиболее продвинутыми представляются взаимоотношения России и Белоруссии. Весной 1997 г. были подписаны договор о Союзе России и Белоруссии и Устав Союза. В последнем документе отмечается, что перспективы развития Союза направлены на последовательное продвижение к добровольному объединению государств. В 1999-2001 гг. были подписаны документы о завершении формирования единого таможенного пространства Союза, о концепции безопасности Союза Белоруссии и России (в январе 2000 г. были сформированы руководящие органы союзного государства – Высший Государственный совет и Совет Министров), о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра союзного государства и др. Однако для того, чтобы этот союз имел реальную силу, необходима прочная экономическая база, основывающаяся на последовательном прохождении всех ступеней интеграционного процесса – от таможенного до экономического и валютного союза.
В целом же следует отметить, что основой дальнейшей реальной интеграции стран СНГ является прежде всего экономическая заинтересованность участников, не идущая вразрез с их политическим и народнохозяйственным курсом. Каждая страна преследует свои геополитические цели и с их учетом определяет степень своего включения в интеграционный процесс. При этом для России интеграция со странами СНГ имеет широкие, далеко идущие перспективы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Россия и страны СНГ» з дисципліни «Світова економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Задача о двух яйцах
Аудит господарських операцій з надходження тварин
АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ. СУТТЄВІСТЬ ПОМИЛОК
Фінансові ресурси інвестування
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА ВИДИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА


Категорія: Світова економіка | Додав: koljan (31.08.2012)
Переглядів: 2712 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП