ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Статистика » Історія статистики

СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СТАТИСТИКИ И ПЕРВЫЕ ЕЕ РАБОТЫ (1917—1911)
Для того чтобы освоить завоевания революции, построить по-новому общественную жизнь, организовать на новых началах общественное производство, защитить достижения революции от внутренних и внешних врагов, преодолеть голод и решить множество других задач, нужно было взять на учет все материальные ценности, все ресурсы. Необходимо было учесть фабрики и заводы, банки, железные дороги и многое, многое другое. Проведение таких работ было сопряжено с большими трудностями, вызванными масштабами страны, хозяйственной разрухой, ломкой старых общественных отношений и, наконец, прямым сопротивлением со стороны контрреволюционных элементов.
В сложившихся условиях получить необходимые данные можно было только путем специально организованных статистических обследований. Но для этого нужно было организовать статистическую деятельность.
Статистические учреждения царской России непосредственно не могли быть использованы социалистическим государством: правительственная статистика опиралась на полицейско-административный аппарат самодержавия, уничтоженный в ходе революции, земская статистика была раздроблена, ее деятельность не координировалась с работой правительственной статистики. Фактически после Октябрьской социалистической революции государственную статистику пришлось создавать заново. В течение октября—декабря 1917 г. был почти полностью ликвидирован старый государственный аппарат. Новый государственный аппарат формировался до весны 1918 г.
Статистические работы (в тех или иных масштабах) велись во всех советских организациях и учреждениях с момента их формирования. Прежде всего в ВСНХ, который был создан 14 декабря 1917 г. по декрету ВЦИК. в качестве единого общеэкономического центра. Со второй половины 1918 г. ВСНХ из общеэкономического органа стал промышленным наркоматом. В структуре ВСНХ имелся специальный отдел статистики и переписи (в его задачи, в частности, входила подготовка промышленной переписи, намеченной на 1918 г.). Но ВСНХ не мог обеспечить должного масштаба, единства и организованности статистических работ. Нужна была единая централизованная система государственной статистики.
В июне 1918 г. был созван Первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный Павлом Ильич см Поповым (1872—1950), возглавлявшим в то время отдел переписи и статистики ВСНХ. После обсуждения проект был представлен в СНК утвержден —Председатель СНК В. И. Ленин подписал Положение о государственной статистике 25 июля 1918 г. Положение оформило создание общегосударственного статистического органа — Центрального статистического управления (ЦСУ), которому предстояло стать «органом социалистического строительства, сверки, контроля, учета того, что надо социалистическому государству знать теперь, сейчас, в первую голову» (Ленин В. И.Полн. собр. соч. Т. 45. С. 156).
Первым управляющим ЦСУ стал П. И, Попов, ЦСУ пользовалось правами народного комиссариата, а управляющий ЦСУ
входил с правом совещательного голоса в СНК. П, И. Попов
начал статистическую деятельность в 1898 г. в земствах, в 1909—1917 г. заведовал Тульским губернским статистическим отделением. После революции под его руководством были объединены земские и городские статистические организации, составившие базу централизованной советской государственной статистики П. И. Попов—автор работ по сельскохозяйственной статистики
и балансу народного хозяйства.
ЦСУ должно было вести статистику всех важнейших отраслей народного хозяйства, руководить развитием статистики в стране и распространением статистических знаний. При ЦСУ был создан Совет по делам государственной статистики (Положение о Сойоте было опубликовано 26 сентября 1918 г.). Совет был призван разрабатывать планы статистических работ, согласовывать деятельность общегосударственных и ведомственных статистических органов, программы сбора данных и их обработок, распространять статистические знания. Председателем Совета был назначен Н. А. Каблуков. Для контакта между различными статистическими учреждениями, представителями статистической практики и науки, обсуждения крупных программно-организационных вопросов ЦСУ должно было созывать съезды и конференции статистиков1.
Деятельность ЦСУ и его местных органов, организационные и методологические проблемы статистики освещались в издаваемом с 1919 г. ЦСУ журнале «Вестник статистики» и «Бюллетене Центрального статистического управления».
3 сентября 1918 г. было утверждено Положение об организации местных статистических учреждений. Во всех губерниях, городах, приравненных к ним, и уездах были созданы статистические бюро.
Так воплощались идеи В, И. Ленина о создании единой централизованной системы государственной статистики,
Б аппарат ЦСУ и его местных органов привлекались работники дореволюционных статистических учреждений, прежде всего
земских, тем более что подавляющее большинство земских статистиков и значительное число представителей академической статистики были в первых рядах той части русской интеллигенции,
которая приветствовала Советскую власть.
Общегосударственный характер, единство всей системы статистического учета, централизованное руководство статистическими работами, проводимыми в стране, создание статистических учреждений не только в центре, но и на местах, систематическая работа органов ЦСУ по повышению квалификации статистических кадров – вот что составляло основные положительные особенности советской статистики.
Однако были и недостатки: статистические органы были оторваны от оперативно-плановых работ; отсутствовала ведомственная статистика (вся статистика мыслилась только как система специальных статистических органов), не были определены взаимоотношения государственной и ведомственной статистики.
Б статистических работах этого периода преобладали специально организованные обследования, в частности переписи. В условиях гражданской войны и интервенции, голода и разрухи, ломки старого аппарата управления на большинстве предприятий отсутствовал налаженный учет, получить статистические материалы можно было только путем переписей или обследований. Широкому использованию переписей способствовали также традиции
старой статистики.
С точки зрения дальнейшего развития советской статистики весьма важным было возникновение текущей статистики. Формированию статистической отчетности было посвящено «Положение о государственной текущей промышленной статистике» от 4 января 1919 г., которое вводилось на всех предприятиях, соответствовавших цензу промышленной переписи 1918 г. (а также русских промышленных переписей 1900 и 1908 гг.).
В этом Положении впервые были четко установлены и сформулированы оперативные функции статистики. В целях обеспечения достоверности и сопоставимости статистических данных были предусмотрены специальные меры по упорядочению всей системы первичного учета на предприятиях.
Предусматривалась унификация записей в фабрично-заводских книгах в пределах каждой отрасли промышленности. Оговаривались сроки и порядок предоставления данных в губернские статистические бюро —не позже 10-го числа следующего за отчетным месяца, на бланках общегосударственной статистики за подписями лиц, ответственных за правильность данных.
По сути Положение представляло собой первый вариант организации статистической отчетности, которая сформировалась в начале 30-х годов и стала основным источником данных. Хотя реализовать намеченную в Положении систему текущей промышленной статистики в те годы не удалось из-за значительной доли частных предприятий, слабости первичного учета, учетной дисциплины, важно историческое значение этого документа, в котором впервые были выражены тенденции, определившие развитие
советской статистики.
Проведенная в 1918 г. промышленно-профессиональная перепись совмещала перепись промышленных предприятий с профессиональной переписью рабочих и служащих этих предприятий. Ohа охватывала предприятия, удовлетворявшие цензу русских промышленных переписей.
Промышленно-профессиональная перепись 1918 г. подготавливалась ВСНХ еще до организации ЦСУ, Первоначально предполагалось охватить переписью всю промышленность включая мелкую, однако в дальнейшем было решено ограничиться только цензовыми предприятиями. Характерно, что и инструкции о проведении промышленной переписи 1918 г. признаками самостоятельного предприятия являлись принадлежность псих частей предприятия одному владельцу, расположение их на полной территории и наличие одного источника энергии. В этом перечне признаков отразилась многоукладность экономики тех лет. Начиная с 1925 г. промышленное предприятие характеризуется как административно-обособленная единица при наличии технико-производственного единства составных частей.
Данные этой переписи должны были решить две основные задачи: дать характеристику современного технико-экономического состояния промышленности, изучить динамику промышленности с января 1913 г. по июнь 1918 г. Программа переписи была очень подробной. Для ее проведения было разработано 14 формуляров, из них восемь — общего характера и шесть — специализированных по отдельным производствам. Перепись проводилась экспедиционным методом и охватывала как обрабатывающую, так и добывающую промышленность.
Работники переписи сталкивались со многими трудностями как из-за неблагоприятных условий для проведения статистических работ, так и из-за сложности самой переписи (большой объем собиравшихся сведений, по многим показателям предусматривалось получить данные за пять лет). Не случайно, что проведение переписи затянулось на длительный срок. Предполагалось, что она будет проведена в течение октября 1918 г., фактически работы были окончены лишь к июню 1919 г. Переписью была охвачена только 31 губерния. Ряд районов важных в промышленном отношении (например, Донбасс) из-за гражданской войны и интервенции остался вне переписи. И все же были получены материалы— по оценке Николая Яковлевича Воробьева (1882—1957), в 1918—1926 гг. возглавлявшего отдел промышленной статистики ЦСУ и руководившего завершением переписи в 1918 г., —достаточные для того, чтобы положить их в основу работ по выявлению динамики фабрично-заводской промышленности за 1913—1918 гг. по стране в целом.

Сильно затянулась и разработка собранных данных. В 1919 были закончены и опубликованы лишь погубернские списки предприятии с некоторыми весьма ограниченными ведениями по каждому из них. Более полные разработки продолжались до 1926 г.
Материалы переписи использовались для оперативных целей - часто руководящим органам требовались данные по конкретным предприятиям, которые можно было получить в органах ЦСУ-Достоинства и недостатки промышленно-профессиональной переписи 1918 г. типичны для многих первых работ советской статистики. Большой объем работ, имеющий несомненное исследовательское значение, квалифицированное решение многих организационно-методических и методологических проблем — таковы их положительные стороны. Но имелись и серьезные недостатки и главный из них — академизм, не позволивший обеспечить оперативные нужды молодого государства, который проявлялся в чрезмерном раздувании программ, игнорировании реальных возможностей их выполнения, систематическом запаздывании со сроками разработок и т. п.
В 1919 г. было проведено десятипроцентное выборочное обследование крестьянских хозяйств с одновременным сплошным учетом всех имевшихся тогда совхозов и колхозов. В 1918—1919 гг. " организованы обследования питания городского и сельского населения и ряд других работ.
В 1920 г. были проведены перепись населения, сельскохозяйственная перепись и перепись (учет) промышленности. В целях уменьшения организационных трудностей все эти переписи выполнялись совместно как единый комплекс. В начале 1920 г. Советское правительство обратило особое внимание на вопросы хозяйственного строительства: разрабатывался План ГОЭЛРО, были приняты решения по хозяйственным вопросам, в том числе о переписях населения, промышленности и сельского хозяйства. На VII Всероссийском съезде Советов в феврале 1920 г. было утверждено специальное постановление «О переписях», в котором подчеркивалось большое значение статистики в коммунистическом строительстве. Еще не закончилась гражданская война, не хватало подготовленных кадров, не было бумаги для печатания бланков все-таки 1 мая 1920 г. был опубликован декрет СНК о проведении переписи населения.
С момента переписи 1897 г. прошло почти четверть века. За это время нормальный ход демографического воспроизводства был нарушен так сильно, что все расчеты, основанные на итогах переписи 1897 г., стали совершенно нереальны. Для обороны молодого государства нужны были данные о численности лиц призывного возраста, для подъема промышленности — о численности рабочих, мастеров, специалистов по районам (губерниям), Для развития народного образования — данные о числе детей, для обеспечения престарелых и инвалидов — сведения об их численности.
Перепись населения было решено совместить с сельскохозяйственной переписью и кратким учетом промышленных предприятий. С целью подготовки к проведению этой сложной работы весной 1920 г. особым декретом были мобилизованы все статистики, общая их численность составила И 204 чел. Так как сельскохозяйственную перепись необходимо было провести до осенней продовольственной кампании, переписные работы
намечены на август— начало сентября. Критическим моча
переписи было выбрано 28 августа. В этот день правое, хищная
церковь отмечала праздник — Успенье. Это помогло опрашиваемым крестьянам разграничить события, произошедшие до и после 28 августа. Достоверности получаемых сведений должны были
способствовать и сжатые сроки переписи — в городах ее предполагалось провести за одну, в сельской местности — за две недели
фактически сроки превышались а 1,5—2 раза.
Перепись 1920 г. была объектом постоянного внимания
В. И. Ленина, который рассматривал ее как «дело огромной» государственной важности».
Из-за гражданской войны и нехватки квалифицированных статистических кадров перепись не проводилась в Якутии, Белорус. . сии, на Дальнем Востоке, в Крыму, окраинных районах Сибири, ( трех губерниях УССР и частично в 10 губерниях РСФСР. Перепись охватила только 72% населения всей страны.
Программа переписи 1920 г. была обширной и включала, кроме основных демографических признаков, обязательных для любой переписи населения, ряд вопросов, отражающих особенности того времени: участие в империалистической и гражданской войнах, выделение главного и побочного занятий, положение в промысле (социальная характеристика опрашиваемого), участие в сельском хозяйстве независимо от характера основного замятия
И Т. П.
На каждого переписываемого заполнялся личный листок, а на каждого домовладельца, кроме того,— подворная ведомость, т.е. фактически проводилась дополнительная перепись владений г учетом строений, помещений, земельного участка и других сведений.
Материалы переписи использовались для составления Плана ГОЭЛРО и разработки мер по переходу от продразверстки к продналогу. «Очень важным явлением» назвал В. И. Ленин выход составленного по итогам переписи 1920 г. издания ЦСУ «Грамотность в России» (Поли. собр. соч. Т. 45. С. 363).
Первоначально намеченная широкая программа разработки
итогов переписи превышала возможности молодой советской статистики. Разработка затягивалась, данные утрачивали свою практическую ценность, поэтому программа разработки была сильно
сокращена.
Программа переписи включала сведения о посевах, поголовье I
скота, сельскохозяйственном инвентаре, промыслах, торгово-промышленных заведениях, найме рабочей силы и др. При разработке предусматривалась комбинационная группировка крестьянских
хозяйств по четырем признакам (наем рабочих, наличие промыслов, размер посева, размер семьи), что позволило относительно
точно выделить основные типы крестьянских хозяйств.
По данным переписи 1920 г. органами ЦСУ были определены численность и состав рабочей силы в сельском хозяйстве, размер посевных площадей сельскохозяйственных культур, поголовье скота, сельскохозяйственный инвентарь и пр. по состоянию после уборки урожая. На их основе уже в марте 1921 г. был выполнен расчет хлебных ресурсов страны. Материалы переписи 1920 г. имели важное значение для разработки программы восстановления сельского хозяйства.
В промышленной переписи (учете) 1S20 г. в отличие от переписи 1918 г. учету подлежала вся промышленность, в том числе мелкая, программа была краткой — включала всего шесть признаков (местонахождение, владелец, число дней работы, продукция, число рабочих, количество и мощность механических двигателей). В условиях хозяйственной разрухи большое значение придавалось мелкой промышленности, поскольку ее было легче восстановить. Повторение промышленной переписи всего через два года было вызвано оперативными интересами, необходимостью -учесть современное состояние промышленности, значительно изменившееся по сравнению с 1918 г.
Переписи, налаживание текущего учета в промышленности, перестройка текущего учета движения населения (в связи с отделением церкви от государства и введения записи актов гражданского состояния) —эта бурная деятельность советской статистики изумляет, особенно если ее сравнить с деятельностью дореволюционной правительственной статистики, которая так и не смогла собраться с силами, чтобы провести еще одну (после 1897 г.) перепись населения. В буржуазных странах в нормальных, мирных условиях крупные статистические работы типа переписей, как правило, подготавливаются несколько лет и повторяются один раз в несколько лет (например, один раз в десять лет проводятся,
цензы в США.)
Успеху статистических работ способствовали острая и огромная по своим масштабам потребность Советского государства в статистических данных; большое внимание и помощь статистике со стороны правительства, понимавшего значение полноценной статистики для социалистического строительства; наличие рационально организованной системы государственной статистики и квалифицированных статистических кадров; активное содействие проводимым статистическим работам со стороны широких народных масс.
Советская статистика этого периода выполнила свои задачи: сложился работоспособный аппарат советской государственной статистики, были заложены основы будущей текущей статистики.
Вместе с тем в работе советской государственной статистики тех лет были недостатки: неполнота учета, низкая достоверность отчетных данных, слабость местных органов статистики и главного — недостаточная оперативность выполнявшихся работ

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СТАТИСТИКИ И ПЕРВЫЕ ЕЕ РАБОТЫ (1917—1911)» з дисципліни «Історія статистики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ
Держава як суб’єкт інвестування
Аудит установчих документів
Поділ іменників на відміни
Теорія оптимізації портфеля інвестицій


Категорія: Історія статистики | Додав: koljan (25.09.2012)
Переглядів: 1446 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП