ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Статистика » Історія статистики

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
Вторая половина XIX в. и начало XX в.— одна из самых ярких страниц истории отечественной статистики. Это время формирования основных научных направлений (школ)—время развития описательной статистики, зарождения и стремительного' взлета стохастической статистики, наконец, это время проникновения идей англо-американской статистики в среду русских ученых. В пореформенные годы, как и прежде, русская статистиче-г екая наука развивалась в непосредственной связи со статистической практикой и в трудах академической статистики —теоретических исследованиях, специально посвященных проблемам статистической науки.
Со второй половины 80-х годов увеличился вклад теоретических работ. Повысился их качественный уровень. Этому способствовало расширение преподавания статистики в университетах) (кроме экономических факультетов статистику стали преподавать* студентам юридических факультетов), отделение курса статистики от курса политэкономии, экономической географии, преподавание статистики в институтах.
Повышение уровня статистической науки в определенной мере было обусловлено влиянием математической школы Петербургского университета, которую основал Пафнутий Львович Чебышев (1821 — 1894). Он и его ученики, в первую очередь А. А. Марков и А. М. Ляпунов, создали русскую школу теории вероятностей. Чебышев доказал предельную теорему теории вероятностей, сформулировал закон больших чисел в общей форме. Он подчеркивал, что науки «находят в себе первого руководителя; в практике».
В трудах Андрея Андреевича Маркова (18,%-1922) были установлены наиболее общие условия, при которых имеет место закон больших чисел, и доказана центральная предельная теорема теории вероятностей. Он разработал математическую теорию, способную описать сложные явления. Марков предложил изучать явления с точки зрения теории вероятностей, в которой предыдущие состояния системы влияют на состояние системы в последующие моменты. Если вероятность перехода системы зависит только от этих состояний и не зависит от предыстории развития системы, то такие переходы Марков предложил называть простыми цепями. Если же эти вероятности зависят от предыдущих состояний, то он их назвал сложными цепями. Марков показал, что основные теоремы, полученные для схемы независимых случайных величин, могут быть доказаны и для схемы сложных цепей. В честь творца новой теории описанная схема названа схемой цепей Маркова.
В экономике цепи Маркова служат для построения статистических моделей, позволяющих изучать закономерности изменения случайных величин в зависимости от неслучайных величин (например, времени) при решении конкретных экономических задач. С. Н. Бернштейн (1880—1968), А. Я. Хинчин (1894—1959), В. И. Романовский (1879—1954), А. Н. Колмогоров (1903—1987) и их многочисленные ученики существенно дополнили изучение цепей Маркова, нашли новые важные приложения этого метода, что привело к созданию одного из разделов современной теории вероятностей — теории случайных процессов.
Марков исследовал и другие вопросы теории вероятностей и математической статистики, в частности, обосновал метод наименьших квадратов, внеся ясность в оценку погрешности результатов обработки опытных данных, по существу, ввел новые важные понятия, эквивалентные применяемым теперь: эффективная статистика и несмещенная статистика для оценки параметров законов распределений на основании выборок. Он дал критику применения выборочного коэффициента корреляции для оценки генерального коэффициента корреляции в тех случаях, когда неизвестен тип распределения генеральной совокупности.
Александр Михайлович Ляпунов (1857—1918) предложил новый метод исследования — метод характеристических функций. Обобщая идеи Чебышева и Маркова, он доказал центральную предельную теорему теории вероятностей при значительно более общих условиях, чем его предшественники. Теорема устанавливала условия, при которых распределение вероятностей суммы большего числа независимых случайных величин близко к нормальному распределению.
Достижения математической школы очень медленно внедрялись в социально-экономическую статистику. Раньше других областей математические методы стали применяться в демографии. Во многом это заслуга Виктора Яковлевича Буняковского (1804—1889)—математика и демографа. Он занимался приложениями теории вероятностей в страховом деле, демографических расчетах, разработал новый метод построения таблиц смертности.
Проникновение математических идей во многом предопределялось тем, как понималась статистика — как общественная наука или как метод познания. Этим определялось решение вопроса о теоретической базе статистики. Различные точки зрения на статистику, которые сложились к середине XIX в., обобщил Д. А. Милютин. «Некоторые писатели даже исключительно смотрят на Статистику... как на пособие в административных соображениях и распоряжениях правительств. По мнению других... Статистика заключается лишь в том, что обыкновенно называют политическою арифметикою, как будто одни цифры составляют всю сущность ея; по их предположению Статистика должна сделаться со временем наукою точною, математическою. Таким образом, придав исключительную важность математическому элементу в Статистике, они обратили ее в отрасль Теории Вероятностей...» (Милютин Д. Первые опыты военной статистики. Кн. I, Спб., 1847. С. 42). В этом высказывании отразилась характерная для России того времени в основном негативная реакция на идеи Кетле, на идеи математического направления. Более распространенной была точка зрения, продолжающая традиции государствоведения и политико-экономического направления в статистике. Так, например, Д. А. Милютин определял статистику как обще-стенную науку, как науку о государстве, которая поднимается от описания явлений до их анализа.
Самым видным русским аптикетлианцем и создателем оригинальной теоретической концепции был Юлий Эдуардович Янсон (1835—1893), филолог по образованию, с 1885 г. — член Международного статистического института, с 1892 г.— член-корреспондент Российской Академии наук. Янсон глубоко уважал Кетле как практика, организатора статистической деятельности, но не разделял его научные идеи.
Отдавая должное попытке Кетле построить статистику как чисто индуктивную науку, Янсон считал, что 1) идея среднего человека неприемлема, так как таких людей нет и не может быть; 2) нравственные явления, измеряемые средними числами, теряют смысл, а числа, характеризующие их, фиктивны; 3) совершенно абсурдно утверждение, что с ростом числа наблюдении возрастает точность показателя; в общественных явлениях «чем длиннее возьмем мы такой ряд, тем менее будет однородности между сущностью явлений, представляющих цифры близкие даже к прежде полученным» (Янгон Ю. Э. Направления в научной обработке нравственной статистики. Вып. 1. Спб., 1871. С. 32); 4) непригодность теории вероятностей к описанию явлений общественной жизни. Нельзя смотреть на жизнь, писал он, как на «урну, из которой мы вынимаем шары различного цвета» (Там же. С. 83). Кетлетизму Янсон противопоставил свою систему взглядов. Для Янсона статистика — индуктивная наука «и методы исследования в статистике будут те, которые применимы во всех индуктивных и при том избирательных пауках» (Янсон Ю. Э. Теория статистики. Спб., 1887. С. 447). Ее основная цель — раскрытие причинно-следственных связей; главная трудность — отыскание причин изучаемых явлений и теория вероятностей в этом отношении очень мало может помочь. Он внес ряд положений, которые дожили до наших дней как положения описательной статистики: признание статистики как самостоятельной науки, не зависимой от математики, и в частности от теории, вероятностей, отрицание роли закона больших чисел. Янсон уделял большое внимание вопросам наблюдения и группировке.
Велики заслуги Янсона в организации практической статистики. В 1881 г, он организовал Статистическое бюро при С.-Петербургской городской управе, а позже основал и редактировал «Статистический ежегодник С.-Петербурга». Его труды по изучению социально-экономических условий жизни крестьян России имеют непреходящее значение. В. И. Ленин высоко оценил труд Янсона «Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах» (1877) за объективную оценку тяжелого состояния русских крестьян после отмены крепостного права (Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе. Поли. собр. соч. Т. 15. С. 131). В. И. Ленин пользовался учебником Янсона при подготовке к экзамену по статистике экстерном в Петербургском университете в 189] г. и сдавал ему экзамен.
Идеи Янсона оказали огромное влияние на целое поколение русских статистиков: Л. В. Феодоровича, А. Н. Анциферова, К- Г. Воблого, Л. В. Ходского и др.
По силе воздействия на современников с Япсоном можно сравнить только Александра Ивановича Чупрова (1842—1908), который был очень популярен как лектор, преподаватель. Он читал лекции по статистике в Московском университете1. А. И. Чупров не внес каких-либо принципиально новых положений в теорию статистики. В своей работе «Курс статистики» (М., 188С) он обобщил опыт земской статистики и Статистического отделения Московского Юридического общества, которое возглавлял (1882—1898). Основная его заслуга — развитие теории статистического наблюдения. Он считал необходимым применять экспедиционный способ сбора данных, полагая, что самозаполнение приводит к резкому снижению качества материалов-наблюдения; рекомендовал с целью контроля включать в программу наблюдения вопросы, позволяющие получить «перекрестные сведения»; теоретически обобщил практику земской статистики по составлению комбинационных таблиц; развил теорию монографического обследования.
Осознание статистического характера закономерностей общественной жизни способствовало развитию идей А. Кетле в русской статистике. В этом отношении примечателен «-Курс статистики» Н и ко л а я Хри ст и а нович а Бунге (1823—1895) — политэконома, профессора Киевского университета, министра финансов (1881 — 1887), академика (с 1890). Как и Кетле, он считал предметом статистики законы общественного развития, признавал значение закона больших чисел. «Точность выражения факта средним числом растет вместе с числом наблюдений»,— утверждал он (Бунге Н. X. Курс статистики. Киев, 1876. С. 13). Вместе с тем Бунге правильно отмечал, что у Кетле смешаны статистический и антропологический подходы, считал ошибочным, огульным учение о среднем человеке, независимом от времени и места. Одной из существенных заслуг Кетле он считал проведение аналогии между законами явлений «мира физического» и «мира духовного» (Там же. С. 36).
Постепенно формировалось понятие о статистике как методе изучения любых массовых явлений, не только общественных. Это прогрессивное направление возникло в результате глубокого анализа природы статистической закономерности, выявления ее особенностей. В рассмотрение проблемы статистической закономерности большой вклад внесли представители стохастической теории статистики.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ» з дисципліни «Історія статистики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ
ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ЧИННИКИ, ЩО ОБУМОВЛЮЮТЬ НЕОБХІД...
ОРГАНІЗАЦІЯ І СТРУКТУРА АУДИТОРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ
Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку


Категорія: Історія статистики | Додав: koljan (25.09.2012)
Переглядів: 1053 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП