Функциональные направления расходования средств в системе социального страхования
Сложившиеся направления использования средств ФСС являются функционально неоднородными. Первую группу составляют расходы, имеющие ясно выраженную страховую природу, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Их доля в расходах на социальное страхование в 2000 г. составляла 54,9%. Пособие по временной нетрудоспособности назначается работнику в случае заболевания (травмы), трудового увечья или профессионального заболевания, карантина, протезирования по медицинским показаниям, при необходимости ухода за больным членом семьи, при санаторно-курортном лечении, если отпуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно. Основанием выплаты пособия является больничный лист, выдаваемый учреждениями здравоохранения. Пособие выплачивается в процентах к заработку работника, зависящих от продолжительности непрерывного трудового стажа: 60% – если непрерывный трудовой стаж составляет менее пяти лет; 80% – работникам, имеющим от пяти до восьми лет стажа; 100% – свыше восьми лет непрерывного стажа. С 2001 г. устанавливаются ограничения на предельный размер пособий по временной нетрудоспособности. В 2001 г. он составил 85 минимальных размеров оплаты труда. В 2002 г. ограничения в выплате по больничному листу были определены в абсолютном выражении: не свыше 11700 руб. Пособие по беременности иродам предоставляется всем занятым женщинам за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 140–180 календарных дней в размере среднего заработка по месту работы. Вторую группу образуют расходы на выплату пособий, которые представляют собой скорее формы социального обеспечения, чем страховые возмещения. Это пособия: женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; по уходу за ребенком-инвалидом; на погребение. Размеры этих пособий не зависят от трудового стажа и размера утраченного заработка застрахованных. Доля этой группы расходов составляла в 2000 г. 6,8% бюджета ФСС. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) выплачивается в сумме минимального размера оплаты труда. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, в размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается матерям или другим лицам (отцам, усыновителям, бабушкам, дедушкам, другим родственникам или опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию, в размере двух минимальных размеров оплаты труда. Пособие по уходу за ребенком-инвалидом предоставляется в форме оплаты четырех дополнительных выходных дней ежемесячно одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) ребенка-инвалида до достижения им возраста 18 лет. Оплата каждого из этих дополнительных выходных дней производится в размере среднего дневного заработка работающего родителя. Пособие на погребение выплачивается за счет средств социального страхования в случае смерти работника или несовершеннолетнего члена его семьи. Его размер отличается в разных субъектах Российской Федерации, но не может превышать десяти минимальных размеров оплаты труда. Пособие на погребение неработающим выплачивается за счет бюджетных средств органами системы социального обеспечения. Третья группа расходов – финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления. Согласно действующему законодательству средства социального страхования, остающиеся после выплаты установленных видов пособий, могут направляться на следующие цели: санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (полная или частичная оплата путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха и проезда к месту лечения и отдыха и обратно); содержание санаториев-профилакториев; содержание санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества; оплату лечебного (диетического) питания; финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, включая финансирование детско-юношеских спортивных школ, оплату стоимости детских новогодних подарков. Доля расходов этой группы достигла в 2000 г. 33,6%. За счет средств социального страхования было оплачено 2,7 млн. путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работающих (42 путевки на 1000 работающих), и 6,8 млн. путевок в детские оздоровительные лагеря (27 путевок на 1000 человек, не достигших трудоспособного возраста). Лишь небольшая часть расходов третьей группы связана с возмещением затрат на реабилитацию граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям после перенесенного заболевания, а также пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. По данным за 1997 г., эта часть составила лишь 10% всей суммы расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление застрахованных и членов их семей. В основной же своей части эти расходы не обусловлены наступлением страхового случая, а носят профилактическую направленность и служат сокращению риска заболеваемости в будущем. С 2000 г. в деятельности ФСС появилось новое направление – социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Оно введено в соответствии с федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (1998 г.). Страховой тариф по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается дифференцированно по отраслям в зависимости от классов профессионального риска и в 2001 г. составлял в среднем 1,06% величины оплаты труда. В табл. 7.1 и 7.2 представлены некоторые показатели деятельности ФСС в период 1994–2000 гг.
Таблица 7.1 Поступление и расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации, млрд. руб. (2000 г. – млн. руб., если не указано иное)
1994 г. 1997 г. 2000 г. Остаток средств на начало года Поступление средств В том числе: страховые взносы средства федерального бюджета
Расходование средств
Структура расходования средств, % выплата пособий, всего санаторно-курортное обслуживание оздоровление детей осуществление социального страхования другое 382 7459
6891 -
6630
69,2 18,3 8,1 3,6 0,8 1611 31516
28270 212
30385
74,3 17,0 4,6 3,1 1,0 12095 86581
83656 580
69995
61,7 22,9 10,7 3,9 0,8
Источники: Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 1999. С. 186; Госкомстат России. Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов за январь-декабрь 2000 г. С. 7; Фонд социального страхования Российской Федерации. Основные показатели финансово-экономической деятельности. М., 2001. С. 16,21.
Таблица 7.2 Показатели деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации в 1996–2000 гг.
Показатели 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. Количество оплаченных дней временной нетрудоспособности на 100 работающих
Размер среднедневного пособия по временной нетрудоспособности как доля средней дневной заработной платы, %
Количество оплаченных дней по беременности и родам на 100 работающих женщин
Размер среднедневного пособия по беременности и родам как доля средней дневной заработной платы, %
Количество выплат пособий при рождении ребенка, млн.
Количество выплат пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, млн.
Количество оплаченных дней по уходу за детьми- инвалидами, млн.
Количество выплат пособий на погребение, тыс. 814
88
265
60
1,2
12,1
1,5
258 830
87
248
60
1,2
11,6
1,6
210 727
81
241
61
1,1
10,5
1,7
186 727
73
219
57
1,1
10,0
1,7
189 764
78
227
60
1,1
11,0
1,7
220
Источник: Фонд социального страхования Российской Федерации. Основные показатели финансово-экономической деятельности. М., 2001. С. 6.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Функциональные направления расходования средств в системе социального страхования» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»