Взносы в систему социального страхования платят работодатели или совместно работодатели и работники, обычно на паритетных началах. Размер взносов устанавливается государством, как правило, в виде однозначно определенных ставок, исчисленных как процентные пункты к величине оплаты труда. В некоторых странах, например, в Германии, размер страховых взносов устанавливается самими страховщиками, но государство фиксирует минимальный уровень взносов. Имеются два основополагающих принципа, которые учитываются при исчислении размера взносов в систему социального страхования: принцип эквивалентности (размер взносов за каждое застрахованное лицо должен соответствовать риску наступления страховых случаев для данного лица); принцип солидарности (взносы, уплачиваемые за застрахованных лиц с более высокими доходами, должны быть больше, чем взносы за лиц с меньшими доходами; иными словами, состоятельные лица частично несут бремя социального страхования менее состоятельных – "богатый платит за бедного"). Взносы в систему социального страхования могут устанавливаться в процентных пунктах к размеру оплаты труда по плоской или по регрессивной шкале. При использовании плоской шкалы страхователи платят взносы за каждого застрахованного в виде одинакового процента к размеру оплаты его труда. В этом случае преимущество отдается принципу солидарности. Применение регрессивной шкалы означает, что ставка взносов, исчисленная в процентных пунктах, уменьшается по мере роста размера оплаты труда. В некоторых странах ограничивается верхний предел сумм оплаты труда, с которых платятся страховые взносы. С величины, превышающей этот верхний предел, страховые взносы не взимаются, т.е. ставка взносов является нулевой. Регрессивная шкала отражает влияние принципа эквивалентности. Взносы в систему социального страхования могут дифференцироваться в зависимости от профессиональной принадлежности застрахованных, то есть устанавливаться разными для работников различных отраслей, отражая разницу в рисках временной нетрудоспособности, трудового увечья и профессионального заболевания, инвалидности. Однако размер страховых взносов в существующих системах социального страхования не зависит от оценки риска наступления страховых случаев для конкретных предприятий и работников. В этой связи часто предлагается установить прямую зависимость размера взносов от частоты наступления страховых случаев. Снижать страховые отчисления, если процент заболеваемости и потери трудоспособности на предприятии ниже среднего в отрасли, и увеличивать отчисления в противном случае. Такой порядок уплаты взносов создал бы экономические стимулы для работодателей к улучшению условий труда и безопасности на рабочих местах, а для работников – к более ответственному отношению к состоянию своего здоровья и выполнению правил техники безопасности. Подобный порядок апробировался в голландской системе социального страхования по болезни, но в итоге был отменен. Решение об отмене было обусловлено сложностью отделения причин заболеваний и несчастных случаев, связанных с условиями труда на каждом конкретном предприятии, от других факторов, не имеющих никакого отношения к данному предприятию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Страховые взносы» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»