Демографические и социально-экономические процессы, динамика состояния здоровья населения нашей страны обусловливают рост численности людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для России, как и для других европейских стран, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов в общей численности населения. Лица пенсионного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше) составляли в 1959 г. 11,8% населения, в 1979 г. – 16,3%, в 2000 г. – уже 20,7%. Численность граждан в возрасте 80 лет и старше достигла почти 3 млн. Одновременно увеличивается число инвалидов: за период 1990–2000 гг. оно выросло в 2,4 раза и достигло в 2000 г. 10,6 млн. Правда, столь значительный рост численности лиц, признанных инвалидами, отчасти объясняется экономическими причинами: многие люди сумели добиться признания себя инвалидами, для того чтобы иметь возможность получать пособия и пользоваться различными льготами, сравнительная экономическая значимость которых выросла в условиях низких пенсий и высокого уровня безработицы. Вместе с тем увеличение числа инвалидов отражает и реальное ухудшение состояния здоровья населения. Так, численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет выросла за период с 1990 по 2000 г. в 4,4 раза. Среди престарелых и инвалидов в 2000 г. 1,1 млн. были зарегистрированы в качестве нуждающихся в уходе на дому. Количество выявляемых ежегодно детей, оставшихся без попечения родителей, выросло за последние десять лет в 2,5 раза. В 2000 г. 482 тыс. таких детей находились на воспитании в семьях под опекой или на усыновлении, а 180 тыс. – в интернатных учреждениях. Основу российской системы социального обслуживания составляют муниципальные многопрофильные центры социального обслуживания. В 2000 г. функционировало 1744 таких центра. Они имеют отделения социальной помощи на дому и отделения срочной социальной помощи, предоставляющие питание, одежду, обувь, ночлег. В 57% центров есть специальные отделения дневного пребывания (однодневные стационары), рассчитанные на 27 тыс. мест, в 24% центров – отделения временного проживания (приюты), рассчитанные на 9 тыс. мест. Кроме предоставления услуг центры социального обслуживания занимаются распределением материальной помощи. Помимо центров социального обслуживания имеются и другие виды многопрофильных учреждений: центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия. К числу специализированных муниципальных организаций социального обслуживания относятся: отделения социальной помощи на дому, службы социального обслуживания инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты (социальные гостиницы) для бездомных и для несовершеннолетних, социально-оздоровительные центры для граждан пожилого возраста и инвалидов, реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями, центры психолого-педагогической помощи, службы экстренной психологической помощи по телефону. В 2000 г. количество отделений социальной помощи на дому составило 11,4 тыс., в них работало 199 тыс. человек, оказывавших услуги по уходу более чем одному миллиону престарелых и инвалидов. Государственными учреждениями социального обслуживания являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детские, психоневрологические и специальные дома-интернаты, общежития для лиц с ограниченными возможностями. В 2000 г. в стране работало 254 дома ребенка, 1244 детских дома, 156 домов-интернатов для детей, 1420 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями, 157 учреждений для детей-инвалидов; в них проживали 375 тыс. детей (табл. 6.2). В систему социального обслуживания входят также негосударственные благотворительные организации.
Таблица 6.2 Показатели системы социального обслуживания в России
1990 г. 1995 г. 2000 г. Дома ребенка В них детей, тыс. В том числе сироты, оставшиеся без попечения родителей, тыс.
Детские дома В них детей, тыс.
Дома- интернаты для детей В них детей, тыс.
Школы-интернаты общего типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В них детей, тыс.
Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья В них детей, тыс.
Учреждения для детей-инвалидов В них детей, тыс.
Учреждения для престарелых и инвалидов В них проживающих, тыс.
Численность инвалидов, всего тыс. 265 18,5 4,3
564 42,4
160 36,0
161 29,3
1494 242,1
160 36
726 212
4338 252 18,3 10,5
820 55,4
159 31,0
151 28,0
1473 199,5
159 31
871 202
7139 254 19,3 14,1
1244 72,3
156 29,3
157 26,5
1420 198,2
156 29
1033 205
10597
Источники: Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат России, 2001. С. 212; Здравоохранение в России. Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2001.С. 176.
Условия предоставления социальных услуг определены Федеральными законами "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) и "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.). Услуги муниципальных и государственных учреждений по уходу и социальной реабилитации предоставляются бесплатно следующим категориям граждан: гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются: гражданам пожилого возраста, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, и получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок на уход, в размере от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона. Остальным категориям граждан пожилого возраста и инвалидов социальные услуги оказываются на условиях полной оплаты. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание. Размеры платы за социальное обслуживание устанавливаются органами местного самоуправления. Социальное обслуживание в стационарных условиях является по общему правилу бесплатным. Однако в ряде субъектов Российской Федерации установлено правило, что лица, проживающие в стационарах, должны отчислять определенную часть пенсии в счет оплаты предоставляемых услуг и питания. Источниками государственного финансирования социального обслуживания являются средства региональных и местных бюджетов. Государственная статистика приводит данные о бюджетных расходах в целом на социальную политику и не вычленяет в них затраты на финансирование учреждений социального обслуживания и на выплату пособий и субсидий. По имеющимся оценкам, бюджетные ассигнования на содержание сети учреждений социального обслуживания составляют 0,2% ВВП. В деятельности системы социального обслуживания в нашей стране имеются проблемы, требующие решения. Надомное обслуживание престарелых и инвалидов включает узкий перечень предоставляемых услуг и рассчитан на людей с умеренной неспособностью к самообслуживанию. При более серьезных физических и психических недостатках людей предпочитают направлять в стационарные учреждения. В результате доля лиц, находящихся на постоянном постельном режиме, в общей численности проживающих в стационарах для взрослых, составляла, по данным за 1998 г., лишь 36%. А уход за людьми в стационарных условиях обходится государству дороже, чем уход на дому. Условия проживания в стационаре и предоставляемое обслуживание невысокого качества и очень часто унижают достоинство людей, вынужденных находиться в таких стационарных учреждениях. Финансирование социального обслуживания ориентировано на воспроизводство сложившейся сети государственных и муниципальных учреждений и структуры их расходов. Сметный порядок предоставления бюджетных ассигнований не создает у этих учреждений стимулов к поиску путей повышения эффективности использования ресурсов. Выделение и расходование бюджетных средств являются непрозрачными для получателей услуг. Привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг, финансируемых государством, носит ограниченный и, как правило, эпизодический характер. Механизм контрактирования социальных услуг на основе конкурсов с участием государственных, муниципальных и негосударственных организаций почти не применяется. Сотрудничество органов исполнительной власти и местного самоуправления с благотворительными и религиозными организациями в организации предоставления социальных услуг развито слабо и то по преимуществу в крупных городах. Согласно "Основным направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", одобренных Правительством Российской Федерации в июне 2000 г., в сфере социального обслуживания приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора. Решение этих задач потребует: 1) перейти от сметного порядка государственного финансирования учреждений социального обслуживания к финансированию за согласованные объемы оказываемых услуг; 2) использовать конкурсный порядок распределения государственного (муниципального) заказа на оказание социальных услуг и обеспечить равенство прав на участие в конкурсах для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги; 3) в перспективе внедрить систему выбора и оплаты социальных услуг самими их потребителями за счет средств, перечисляемых им государством на индивидуальные социальные счета; предоставить потребителям право выбирать услуги в пределах определенного перечня у любых государственных (муниципальных) и негосударственных организаций, имеющих лицензию на их предоставление; 4) развивать формы соединения ресурсов государства с частными благотворительными ресурсами в обеспечении социального обслуживания нуждающихся; 5) обеспечить прозрачность при распределении бюджетных ассигнований и средств благотворительных организаций; 6) создать систему оценки качества предоставления социальных услуг государственными (муниципальными) и негосударственными организациями и систему оценки эффективности расходования бюджетных средств в социальном обслуживании. Реализация этих мер будет стимулировать повышение качества предоставляемых услуг и структурные изменения в системе социального обслуживания, в частности замещение относительно более затратного стационарного обслуживания менее затратным предоставлением услуг в дневных стационарах и на дому.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Система социального обслуживания в России» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»