Распространенной формой государственного финансирования развития жилищного хозяйства является предоставление налоговых льгот лицам, инвестирующим средства в новостройки, в покупку ненового жилья, и в частности тем, кто приобретает в собственность жилье, снимаемое у государства. Льготы могут представлять собой разрешение на вычет из налогооблагаемого дохода затрат на приобретение жилья или на выплату процентов за взятый кредит на покупку жилья. Могут устанавливаться некоторые пределы таких вычетов, как правило, в виде определенного максимального процента от дохода. С экономической точки зрения оправданность установления подобных налоговых льгот не очевидна. Стимулирование приобретения собственного жилья может иметь следствием перераспределение инвестиций в пользу жилищного строительства за счет других секторов экономики, где использование средств было бы более эффективным при одинаковых условиях налогообложения. Данная политика уязвима и с точки зрения социальной справедливости. Обычно предельный размер налоговых льгот устанавливается в виде плоской ставки – некоторой предельной доли дохода, не зависящей от размеров налогооблагаемого дохода. Если при этом шкала ставок подоходного налога является прогрессивной, т.е. увеличивается по мере роста дохода, то предоставление налоговых льгот собственникам жилья усиливает неравенство в распределении доходов. Поясним это на примере. Рассмотрим двух граждан, имеющих годовой доход соответственно 100 тыс. у.е. и 30 тыс. у.е. Допустим, что ставка подоходного налога составляет для первого 25%, а для второго – 15%. При отсутствии налоговых льгот первый заплатил бы подоходный налог в размере 25 тыс. у.е., а второй – 4,5 тыс. у.е. Оставшиеся в их распоряжении суммы доходов соотносились бы как 2,94 : 1. Пусть предельный размер вычета из налогооблагаемого дохода суммы платежей по кредиту за жилье составляет 30%. Предположим, что в обоих случаях фактические платежи за кредит как раз и составили 30% от дохода, т.е. первое лицо заплатило 30 тыс. у.е., а второе – 9 тыс. у.е. После вычета этих расходов суммы налогооблагаемого дохода составят соответственно 70 тыс. у.е. и 21 тыс. у.е. Теперь первый гражданин заплатит в качестве налога (70 х 0,25) = 17,5 тыс. у.е., а второй – (21 х 0,15) = 3,15 тыс. у.е. Доход, который остался в их собственности после вычета налогов, составит 82,5 тыс. у.е. и 26,85 тыс. у.е. соответственно. Эти суммы соотносятся как 3,07 : 1. Таким образом, выигрыш лица с более высокими доходами оказался больше и в абсолютном, и в относительном выражениях. Возникает вопрос, почему же во многих странах существуют такие налоговые льготы, а в некоторых странах (в частности, в Великобритании в 1980-е–1990-е гг.) проводилась активная политика стимулирования приватизации жилья путем выкупа жилых помещений, снимаемого в государственном секторе. Ответ нужно искать не в факторах экономического или социально-культурного порядка, а в политических интересах. Такая политика преследует цели расширения электоральной базы для проводящего ее правительства и ослабления экономической и соответственно политической силы местных органов власти, владеющих значительным жилищным фондом и распоряжающихся соответствующими финансовыми ресурсами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Налоговые льготы покупателям жилья» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»