Государство осуществляет прямое финансирование сферы культуры, преследуя цели сохранения существующего комплекса государственных и муниципальных учреждений культуры, обеспечения их доступности для населения, сохранения и воспроизводства творческих профессиональных сообществ, прежде всего в области исполнительского искусства и кинематографии, обеспечения сохранности и дальнейшего формирования архивного, библиотечного, музейного фондов России, сохранения различных форм народного творчества, поддержки некоммерческих изданий учебной, детской литературы, книг по искусству, периодических изданий, государственных и муниципальных телерадиокомпаний. Функциональная классификация бюджетных расходов, принятая в нашей стране, различает два направления бюджетных расходов: "Культура и искусство" и " Средства массовой информации". Расходы на культуру и искусство включают расходы на поддержку художественного творчества, сохранение культурного наследия, деятельность культурно-досуговых учреждений и кинематограф. Они составили 0,4% ВВП в 2000 г. Затраты на поддержку средств массовой информации – 0,1 % ВВП. Совокупные бюджетные расходы на сферу культуры составили, таким образом, 0,5 % ВВП. Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой доля государственных расходов на сферу культуры в ВВП выше в полтора-два раза. Большинство массовых учреждений культуры находится в муниципальной собственности и финансируется из местных бюджетов. Музеи, организации исполнительских искусств, крупные библиотеки находятся в ведении региональных органов власти и финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации. В федеральном ведении находятся 124 учреждения культуры, получающие ассигнования из федерального бюджета. Помимо того, из федерального бюджета финансируются культурные проекты, включенные в Федеральную программу сохранения и развития культуры и искусства, а также расходы на поддержку драматургов, художников, композиторов. Соотношение вышеперечисленных направлений расходов федерального и субфедеральных бюджетов составило в 2000 г. 18 : 82. Финансирование средств массовой информации осуществляется из бюджетов всех уровней, но доля федерального бюджета здесь другая: в 1999 г. она равнялась 38% и в 2000 г. – 50%. Переход от экономики плана к экономике рынка сопровождался сокращением доходной части государственного бюджета и соответственно уменьшением возможностей финансирования сферы культуры. Кроме того, после краха коммунистической идеологии и советского государства в российском обществе не сформировались новые общенациональные цели и ценности. Соответственно размытыми оказались представления о значимости сферы культуры и важности ее поддержки государством. Все это обусловило значительное сокращение бюджетного финансирования сферы культуры в период 1992– 1999 гг. (табл. 4.6). Выделяемых государством средств было недостаточно для обеспечения полноценной работы созданных государством учреждений и прежнего уровня доступности их услуг для населения. Таблица 4.6 Расходы государства на сферу культуры*
Год Доля бюджетных расходов на сферу культуры в ВВП, % Индекс бюджетных расходов на сферу культуры в реальном выражении, % 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 0,5 0,6 0,6 0,8 0,6 0,5 0,6 0,5 0,5 0,6 100 91 81 87 63 54 60 46 51 66
* Расходы из государственного бюджета по разделам функциональной классификации бюджетных расходов "Культура и искусство" и "Средства массовой информации".
Источник: рассчитано по данным Госкомстата России с использованием индексов-дефляторов ВВП, публиковавшихся по истечении соответствующего года.
Отраслевые группы специальных интересов в сфере культуры, так же, как и работники других социальных отраслей, добивались установления в законодательстве гарантированного минимального уровня расходов государства на культуру. В 1992 г. были приняты "Основы законодательства о культуре", содержащие положение о том, что финансирование культуры должно составлять не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов. Однако сил для борьбы за выполнение этой нормы при ежегодном принятии федерального и местных бюджетов у профессиональных сообществ и отраслевых органов управления оказалось недостаточно. Доля затрат на сферу культуры в расходах федерального бюджета уменьшалась вплоть до 1998 г. и начала несколько расти лишь в последние годы, но остается меньше, чем в год принятия вышеупомянутого закона (см. табл. 4.7). Доля затрат на сферу культуры в расходах региональных бюджетов увеличилась, но в среднем была значительно меньше рекомендованных 6%. Таблица 4.7 Доля затрат на сферу культуры* в бюджетных расходах, %
Год Федеральный бюджет Бюджеты субъектов Российской Федерации 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 1,5 1,0 1,1 1,0 0,6 0,6 0,5 0,7 1,2 2,4 2,6 2,7 2,7 3,1 2,9 2,7 2,8 2,9
* Расходы из государственного бюджета по разделам функциональной классификации бюджетных расходов "Культура и искусство" и "Средства массовой информации".
Источник: данные Госкомстата России.
Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля за результатами использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Финансирование сферы культуры» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»