Наша дискуссия представляет несколько основных положений для реформирования налоговой системы. Во-первых, размеры искажений связаны с величиной предельной налоговой 10 Newsweek. April 16. 1984. P. 58. 568 Глава 25. РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ставки. Таким образом, следует попытаться разработать налоговую систему с низкими предельными налоговыми ставками. Во-вторых, схемы избежания налогов связаны в основном с прогрессивностью налоговой шкалы и с налогообложением капитала, в особенности с налогообложе- нием различных видов дохода на капитал по различным ставкам. Снижение уровня предельных налоговых ставок, вероятно, уменьшило бы привлекательность уклоне- ния от налогов и их избежания. Ослабление (или устранение) различного режима доходов снизило бы привлекательность и способность обращаться к налоговому арбитражу.
Рис. 25.1. ОТНОШЕНИЕ ДОХОДА ИНДИВИДУУМА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ОБЛОЖЕНИЮ НА- ЛОГОМ, И ЛИЧНОГО ДОХОДА В 1947—1985 гг. Отношение дохода, зафиксированного в налоговых декларациях, к персональному доходу, по подсчетам Министерства торговли, за последние годы существенно не изменилось. ИСТОЧНИК: Pechman J.A. Federal Tax Policy. Washington, D.C.: Brookings Institution, 1987. P. 67. В-третьих, сложность налогового кодекса проистекает во многом из тех же самых источников, которые приводят к росту избежания налогов. Например, какими бы различными налогами ни облагались различные категории доходов, люди все равно будут стремиться к тому, чтобы их доход получил льготный налоговый режим. Кажется, общее правило, определяющее ясные различия в налоговом законодатель- стве, намного труднее на практике, чем в теории. Избежание налогов и уклонение от их уплаты, кроме того, что они делают налоговую систему менее прогрессивной (и менее справедливой, поскольку некото- рые оказываются в лучшем положении для получения преимущества в подобных схемах избежания от уплаты налогов по сравнению с другими), чем она могла бы быть, представляют собой также и важные факторы неэффективности. Не только издержки проектирования и реализации этих схем (вознаграждение бухгалтеров и налоговых юристов) должны рассматриваться как чистые потери, но и последую- щие чистые потери вследствие искажений в распределении ресурсов, которые ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 569 усиливаются в результате действия схем избежания налогов. Например, налоговое укрытие для нефтегазовой промышленности может привести к избыточным инве- стициям в отрасль. Совершенно иной аргумент в пользу простых прямых налогов состоит в том, что "хороший налог" — тот, о котором должно быть известно, на кого он ложится, кто его платит. Корпоративный подоходный налог, как мы заметили, особенно плох, так как его бремя ложится либо на потребителей, либо на акционеров. Общие принципы, которые мы выделили, часто идут вразрез с другими принципами и целями общественной политики. Например, некоторые считают, что хорош тот налог, который не причиняет большого ущерба. Как писал министр финансов Людовику XIV, "искусство налогообложения состоит в том, чтобы, ощипав гуся, получить как можно больше перьев и как можно меньше шипения"ll. С этой точки зрения корпоративный подоходный налог можно считать хорошим. Выше было также замечено, что многие особенности, усложняющие налоговый кодекс, делающие его, по-видимому, более несправедливым и, несомненно, ведущим к искажениям, были введены, по крайней мере частично, для того, чтобы налоговая система более точно отражала общественные взгляды на справедливость (например, больной не должен платить столько, сколько здоровый), а частично для того, чтобы повысить эффективность распределения ресурсов (к примеру, скидки на сохранение энергии были введены из-за уверенности, что частные стимулы к сохранению энергии были сочтены неэффективными). К середине 1980-х гг. стало очевидным, что налоговая система не может сделать все. Если мы возложим на нее слишком много задач, то она не выполнит хорошо ни одной из них. Ключевые вопросы, перед решением которых стоит налоговая реформа, следующие: Существуют ли способы упрощения налоговой системы так, чтобы, не жертвуя слишком многим из целей распределения, добиться значительной экономической эффективности? Хотя обществу в целом может стать лучше в результате налоговых реформ, такие реформы редко оказываются улучшением по Парето. Существуют ли способы, предполагающие переход от старой системы к новой, при которых ущемляются интересы относительно немногих людей? Это важно особенно для того, чтобы сделать реформы политически приемлемыми. Налоговая система рассматривалась как относительно эффективное средст- во достижения целей, не связанных с получением дохода. Например, разработать систему прямых грантов для стимулирования сохранения энергии было бы крайне сложно. Ее стимулирование посредством налоговой системы кажется особенно эффективным (и недорогим в управлении) способом, при котором может быть достигнута эта национальная цель. В самом деле, в экономической науке существовала давняя традиция, апеллирующая к использованию "коррек- тирующих налогов", смягчающих неэффективности, порожденные внешними эффектами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ» з дисципліни «Економіка державного сектору»