Избежание налогов — использование возможности всех лазеек в налоговой структуре (результат значительной эрозии налоговой базы) — быстро увеличилось в последние годы. В предыдущей главе мы изложили способы избежания налогов, а также и некоторые относительно важные налоговые укрытия. Водораздел между избежанием налогов и уклонением от них, как мы уже отметили, не всегда легко определим. Так, агенты НУ в 1983 г. проверили 96 тыс. деклараций с налоговыми укрытиями, добавив 1,8 млрд дол. налогов. В результате либо избежания налогов, либо уклонения от них частыми последствиями для определенных объектов обложения, таких как недвижимость, было почти освобождение от налогообложения до 1986 г. ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ 567 Большинство налоговых укрытий имело форму партнерства. К началу 1980-х гг. стремление избежать уплаты налогов получило широкое распространение: все партнерские компании в стране показали большие совокупные убытки. В самом деле существует рынок деятельности, направленной на изыскание лазеек в налоговом законодательстве, точно так же как и рынки предметов широкого потребления. Спрос на такую деятельность зависит от того, сколько каждый может сберечь. Это в свою очередь зависит от нескольких факторов, наиболее важный из которых — предельная налоговая ставка. Поскольку граница между избежанием налогов и уклонением от них часто расплывчата, политика НУ по проверке отчетности (и штрафы, наложенные на тех, кто использует запрещен- ные укрытия налогов) — другая важная составляющая спроса на укрытия налогов. Предложение налоговых укрытий в свою очередь зависит от лазеек, встроенных в налоговое законодательство. Можно было бы предположить, что Закон о налогах экономического восстанов- ления 1981 г., который снизил налоговые ставки с 70 до 50%, приведет к уменьшению спроса на налоговые укрытия. Но в то же время это щедрое для амортизации, лизинга и расходов по НИОКР постановление увеличило выгоду определенных категорий налоговых укрытий, и "эффект предложения" более чем компенсировал эффект от уменьшения предель- ных налоговых ставок. Последствия были ожидаемыми: большой рост налоговых укрытий, затронувших научные исследования и разработки, лизинг оборудования и в особенности недвижимость. Эксперт по налоговым укрытиям Роберт Стенджер полагал, что для Закона о налогах экономического восстановления 1981 г. больше подходит название "Закон о выгодах от недвижимости"10. Широкая популярность, полученная деятельностью по избежанию налогов, несомненно, способствовала созданию общественного впечатления, что налоговая система не работала. Хотя ясно стало, что некоторые, возможно многие, индивидуумы избегали налогов, существовало расхождение среди экономистов в вопросе, насколько это было важно. Экономист из Брукингсекого института Джозеф Пичман считал, что обществен- ные дискуссии непропорционально раздувают проблему. Он указал на то, что отношение дохода, сообщенного в налоговых декларациях, к персональному доходу (по подсчетам Министерства торговли) увеличилось в действительности с менее чем 40% в 1950 г. до почти 50% в 1981 г. (рис. 25.1). Пичман и другие экономисты согласны с тем, что налоговые лазейки должны быть закрыты, но они опасались, что в процессе налоговой реформы некоторые желательные характеристики налогового законодательства, в особенности прогрес- сивность налогов, окажут неблагоприятное воздействие.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИЗБЕЖАНИЕ НАЛОГОВ» з дисципліни «Економіка державного сектору»