Если предложение труда различными группами (людьми с разными доходами) систематически различно, то налоговые ставки для них должны быть неодинаковыми. Предположим, что государство может, например, установить одну ставку налога для неквалифицированных рабочих, а другую — для квалифицированных в целях максимизации суммы полезности (утилитаристская функция благосостояния общества). Предположим, что государство должно получить фиксированную сумму налоговых поступлений с двух групп. Очевидно, что оно будет устанавливать налоговые ставки так, чтобы потеря полезности при увеличении дохода государства в расчете на 1 дол. от одной группы (за счет увеличения налоговых ставок) точно равнялась потере полезности при увеличении доходов государства на 1 дол. от другой группы. Увеличение ставки налога для какой-то группы людей равнозначно уменьшению их заработной платы. Кривая полезности как функция налоговой ставки изображена на рис. 20.5 А. При увеличении налоговой ставки полезность уменьшается. Потеря полезности при увеличении ставки налога пропорциональна предложению труда этой группой и ее предельной полезности дохода13. Доходы государства при увеличении ставки налога возрастают вместе с предложением труда. Но существует косвенный эффект: более высокая налоговая ставка может вызвать сокращение (или увеличение) предложения труда. Доходы государства при ставке налога t составят twL , где w — уровень заработной платы, a L — предложение рабочей силы. При увеличении t доход государства не будет расти так же, как если бы L осталось неизменным, если L уменьшается. Действительно, если L достаточно сокращается, суммарные налоговые поступления на самом деле снижаются, хотя t увеличивается, как это показано на рис. 20.5 В. Размеры снижения предложения труда измеряются его эластичностью. Чем больше эластичность, тем меньше увеличение доходов государства вследствие роста налоговой ставки14. Оптимальные ставки налогов должны быть такими, чтобы для каждой группы уменьшение полезности, вызванное увеличением налога на 1 дол., было одним и тем же. Изменение полезности на единицу изменения доходов государства для двух различных групп показано на рис. 20.5 С. Таким образом, у группы людей с меньшим уровнем дохода, вероятно, предель- ная полезность дохода будет выше, и это приведет к выводу, что ставка налога для 12 Mirrlees J. An Exploration in the Theory of Optimum Income Taxation///tev/etv of Economic Studies. 38(1971): 175-208. 13 Для привычных к подсчетам этот результат может быть показан просто путем использования косвенной функции полезности К(н\р,/), которая представляет уровень полезности как функ- цию заработанной платы, цен и других источников дохода.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА И НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ» з дисципліни «Економіка державного сектору»