Принятие 16-й поправки Конституции в 1913 г., введшей подоходный налог, знаменовало поворот в структуре налогообложения в Соединенных Штатах. До того основными источниками федеральных налоговых поступлений были акцизы и таможенные пошлины. В последние 60 лет их значение уменьшилось, а федераль- ный подоходный налог и налог на заработную плату в фонд социального страхования стали основным источником доходов федерального правительства. Таблица 16.1 отражает поступления в фонд федерального правительства в 1988 г., а табл. 16.2 говорит об изменении в относительной значимости различных налогов за последнее столетие. Таблица 16.1. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1988 г. ( млрд дол.)
Индивидуальный подоходный налог 392,8 Налог на прибыли корпораций 117,2 Акцизы 33,4 Таможенные пошлины 15,3 Налоги на заработную плату в фонд социального страхования 333,2 Налоги на имущество и дарения 5,8 Прочие 18,8 Итого 916,6 Источник: Economic Report of the President, 1987. P. 333. В частности, видны: а) существенное увеличение относительного значения налогов, взимаемых непосредственно с отдельных лиц и корпораций (прямые налоги), и резкое уменьшение значения налогов на товары (косвенные налоги); б) среди прямых налогов резкое уменьшение начиная с 1960 г. роли налога на прибыли корпораций и значи- тельное возрастание роли налогов в фонд социального страхования. Эти тенденции, однако, не были универсальными: в Европе в последние два десятилетия возрастало значение так называемого налога на добавленную сто- имость, который в действительности представляет собой национальный налог на продажи. Он взимается со стоимости, добавляемой предприятием, т.е. с величины продаж за вычетом того, что куплено у других фирм. В Соединенных Штатах велось обсуждение возможности введения такого налога. Но Соединенные Штаты в большей мере, чем Япония и большинство европейских стран, полагаются на Тарифы — это налоги на импорт. Поднимая цены на импортируемые товары, они дают возможность местным производителям аналогичных товаров также поднимать свои цены. В этом смысле тарифы "защищают" местных производителей. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 367 индивидуальный подоходный налог. Из этого источника федеральное правительство Соединенных Штатов черпает половину своих поступлений. Таблица 16.2. РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОХОДОВ (%) 1902 г. 1940 г. 1960 г. 1980 г. 1988 Прямые налоги
индивидуальный
подоходный налог — 16,9 44,0 47,2 42,9 налог на прибыли корпораций — 19,8 23,2 12,5 12,8 налог на заработную плату
в фонд социального страхования — 14,2 15,9 30,5 36,4 налог на имущество и дарения 1,0 6,3 1,7 1,0 1,7 Косвенные налоги
акцизы 47,6 31,6 12,6 4,7 3,6 таможенные пошлины 47,4 5,8 1,2 1,4 0,6 Источники: Для 1902-1940 гг.: U.S. Bureau of the Census: Historical Statistics for the U.S. Colonial Times to 1957. P. 724, 727t 729; 1960-1980 гг.: Pechman J. Federal Tax Policy. Washington, D. C: Brooking* Institution, 1983. P. 353; 1988 г.: Economic Report of the President, 1987. P. 333.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕНЯЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В США» з дисципліни «Економіка державного сектору»