Программа социального обеспечения пенсионеров является наиболее масштабной государственной программой, нацеленной на обеспечение лиц преклонного возраста, как это иллюстрирует рис. 13.1. Она финансируется из налога на заработную плату, который платят как работодатели, так и нанимаемые работники. В 1987 г. суммарная налоговая ставка была 13,39% на первые 43800 дол. дохода. Налоговая база повышается с ростом среднего уровня доходов, а налоговая ставка к 1990 г. составила 15,3% (табл. 13.2).Согласно закону, половина налога выплачивается работодателями, половина — их наемными рабочими, но большинство экономистов видят в этом лишь юридическую функцию. Условия налогообложения таковы, что, по существу они такие же, как если бы индивидуум был ответствен за выплату всей суммы. Какое различие следовало бы сделать тому, кто непосредственно перечисля- ет суммы налога государству?1 Работодатели имеют дело только с их общими затратами на найм работников, включая любые налоги, связанные с наймом, наемные работники имеют дело только с их чистым доходом после уплаты налогов. Поступления государству сводятся к различию между первым и вторым показателем, и это размывает границы между теми, кто, как считает государство, платит налог. Дополнительные соображения см. в гл. 17. 310 Глава 13. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Рис. 13.1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ НА ПОМОПЦэ ПРЕСТАРЕЛЫМ, 1985 ФИНАНСОВЫЙ ГОД. Около 78 % федеральных расходов на престарелых осуществляется в форме пособий по социальному обеспечению и Медикэр. Источник: U.S. Senate, Special Committee on Aging, America in Transition: An Aging Society, 1984-1985. P. 94. Система организована на принципе налоговых сборов, базой которых служит заработная плата. Налог на заработную плату работающих сегодня идет на выплату пенсий тем, кто сегодня же находится в преклонном возрасте. Напротив, пенсионная система, при которой пенсия каждой возрастной группы обеспечивается ее собствен- ными взносами, называется полностью фондируемой системой. Частные пенсионные системы обычно относятся к последнему типу. Пока они работают, люди делают свой взнос в фонд, который впоследствии используется для выплаты им пенсий. В некоторые годы, конечно, система социального обеспечения может располагать большей или меньшей суммой, чем та, которая выплачивается. Разница вносится (или изымается) доверительным фондом социального страхования. Существуют отдельные доверительные фонды для страхования престарелых и иждивенцев, переживших застрахованного, для страхования временной нетрудоспособности и для медицинского страхования престарелых. В течение первых двух десятилетий своего существования поступления в систему социального обеспечения превосходили выпла- ты. К 1970 г. доверительные фонды аккумулировали более чем 40 млрд дол. Но в последние 15 лет выплаты превышали поступления. К 1983 г. фонд ССНИПЗ был исчерпан, а Фонд медицинского страхования престарелых быстро приближался к своему исчерпанию. Законодательные изменения в 1983 г. были направлены на возвращение системы социального обеспечения на здоровую финансовую основу. Успех этих изменений будет зависеть от правильности предположений о росте заработной платы и занятости в будущем, которые заложены в их основу. Если эти предположения верны, фонды ССНИПЗ (взятые вместе) будут оставаться в сбалан- сированном состоянии в течение следующих 50-75 лет2. Ballantyne H. Actuarial Status of the OASI and DI Trust Funds // Social Security Bulletin. July 1986 P.5 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 311 Таблица 13Л. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ИХ БАЗА БЫСТРО РОСЛИ В ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ. И работодатели, и наемные работники платили эти налоги. Налоговые ставки включают как налог по ССНИПЗ, так и налог в фонд страхования медицинской помощи престарелым (5,7 и 1,45% соответственно в 1987 г., показана суммарная налоговая ставка в 7,15%).