Как мы отмечали в гл. 7, Министерство обороны покупает большую часть необходимых ему товаров у частных подрядчиков. Большинство из этих покупок не совершается на обычном конкурентном рынке, где много поставщиков и потребите- лей. Здесь есть один крупный покупатель — правительство Соединенных Штатов. 2 Chadwick F.E. Ralations of U.S. and Spain, the Spanish-American War. New York: Scribner's Sons, 1910. 3 General Curtis E. LeMay. America is in Danger. New York: Funk and Wagnalls, 1968. P. XII. 298 Глава 12. ОБОРОНА Здесь есть несколько (и часто только эти несколько) потенциальных поставщиков: в авиастроении, например, Локхид, Боинг и Макдонелл-Дуглас конкурируют друг с другом. Чтобы обеспечить лучшую цену, государство обыкновенно прибегает к конку- рентному предложению цены; различные поставщики предлагают правительству ту цену, по которой они готовы поставить, например, 1000 танков данной конструкции, и правительство закупает танки у поставщика, предлагающего низшую цену. Часто все же происходит значительное превышение издержек, т.е. издержки превышают тот уровень, на который рассчитывал производитель. Иногда контракт с правитель- ством предусматривает разделение этих издержек между производителем и государ- ством; такие подряды называются контрактами с разделенными издержками. Даже в том случае, если контракт определенно не оговаривает разделение этих избыточных издержек, государство может взять на себя все или значительную часть их. Подрядчик может утверждать, что превышение издержек является результатом изменений в предполагаемых характеристиках; такие изменения почти всегда сопровождают разработку новых вооружений, особенно если исследования занимают период в несколько лет, и часто трудно определить ту степень, в которой превышение издержек действительно является результатом изменений в проекте. В других случаях частный поставщик просто объявляет, что не может выполнить заказ без дополнительного финансирования; тогда у правительства есть выбор потерять все, что уже потрачено, или пересмотреть соглашение с поставщиком. И даже если правительство возбуждает иск против нарушителя контракта, задержка в исследованиях и развертывании вооружений может быть очень большой. Военных сильно критикуют за их систему закупок. Преобладание на практике превышения издержек означает, что обществе или его представители в конгрессе редко получают точную оценку стоимости корабля, оборонной системы, танков и т.п. во время заключения контрактов об их закупке. Из этого также следует, что правительство редко знает, действительно ли контракт выдается производителю с наименьшим уровнем издержек4. Все, что ему известно, — что контракт выдан подрядчику, предложившему наименьшую цену. В чем же причина избыточных издержек? В случае с новыми вооружениями ошибки в оценке издержек обычны. Но почему обязательно должен быть определен- ный характер этих ошибок? То есть почему существует систематическая тенденция к недооценке издержек? Частично причина связана с конкуренцией в предложении цены: потенциальный поставщик знает, что, чтобы победить, он должен предложить наименьшую цену. Система разделенных издержек (явная или скрытая) означает, что наказания за занижение цены относительно слабы. Однако существует наказа- ние за установление слишком высокой цены, когда другие фирмы назначают низкую цену (используя, скажем, их самые оптимистичные расчеты издержек), — фирма, предлагающая высокую цену, не сможет заключить контракт. Более того, большинство из технических экспертиз, позволяющих судить о достоверности оценок, возложено на тех, кто имеет обоснованную заинтересованность в результа- те, — военных подрядчиков и чиновников, которые хотели бы получать оборонную систему, наиболее подходящую для них.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБОРОННЫЕ ПОСТАВКИ» з дисципліни «Економіка державного сектору»