В условиях демократии в процесс создания и принятия любой программы государст- венных расходов вовлекаются многие лица и многие социальные группы. И те и другие имеют различные цели и неодинаковые представления о том, как функциони- рует экономика. Фактически принятая программа — это компромисс, она не отражает взглядов каждого отдельного лица и может казаться не согласующейся с любым отдельно взятым набором целей. Если два повара спорят о нужной жидкости для соуса и один говорит, что необходимо добавить лимонный сок, а другой — сливки, то компромиссное решение о добавлении понемногу того и другого может быть катастрофическим и привести к результату, не совместимому ни с одной кулинарной целью. Изучение политического процесса, благодаря которому принима- ется конкретная программа расходов, может быть полезной по двум причинам. Во-первых, мы смогли бы понять, почему программа выглядит так, как она выглядит. Ранее мы обсуждали государственную программу стабилизации сельскохозяйствен- ных цен. Данная программа компенсирует одно из несовершенств рынка — невозможность для индивидуумов застраховаться от многих типов серьезного риска, с которым они сталкиваются, включая риск колебания цен2. Но более тщательное рассмотрение программы предполагает, что, если бы программа имела единственную цель, она была бы составлена совершенно иным образом. Скорее, одна из очевидных целей программы — перераспределить ресурсы (доход) фермерам за счет остального населения. Даже если есть такая цель, существует более эффективный способ перевода ресурсов фермерам. Открытые субсидии были бы предпочтительнее нынеш- ней программы. Но если цель была поставлена открыто, если трансферты были сделаны бросающимися в глаза, не очевидно, что они смогут получить одобрение. Избиратели в городских районах должны сильно противостоять им, в то время как они не противодействуют существующей форме неэффективного субсидирования просто потому, что не полностью осведомлены в характере трансфертов. Конкретные положения государственных программ, видимо, не могут не иметь сильное распределительное воздействие на определенные группы населения. Если какая-то группа может быть необходимым образом организованной, она постарается направить политический процесс на принятие выгодных ей положений. В гл. 8 мы говорили о предписаниях, предусматривающих очистку отходов от сгорания угля. Такие требования могут иметь колоссальное воздействие на относительный спрос на твердый (или западный) уголь, а также битумный уголь и в свою очередь влиять на доходы как шахтеров, так и углепроизводителей в различных регионах страны. Форма экологического законодательства и регулирования может зависеть от этих конкретных распределительных последствий настолько же, насколько и от сообра- жений общей эффективности. Это подводит нас ко второй причине важности изучения политического процесса в нашем контексте. Одни программы могут подвергаться большему политическому Фьючерсные рынки теперь дают фермерам возможность избегать риска, связанного с измен- чивостью цен.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС» з дисципліни «Економіка державного сектору»