Сравнение предписаний и штрафов соответствует сопоставлению использования прямого контроля (командной системы) и цен в руководстве экономикой. В гл. 3 мы показали, как может использоваться ценовая система (при отсутствии экстерналий) для обеспечений эффективного распределения ресурса. Не только конкурентное равновесие, эффективное по Парето, но каждое эффективное по Парето распределе- ние может быть получено благодаря механизму конкурентной цены при условии осуществления соответствующих трансферт. Безусловно, аналогичное распределе- ние ресурса могло бы быть достигнуто просто благодаря ряду государственных команд. В тех случаях, когда нет затрат на предупреждения, а все издержки и выгоды, связанные с загрязнением и контролем над ним, известны, государство может достичь через регулирование того же, чего может добиться через штрафы. Так, если общественная эффективность требует, чтобы не больше чем определенное число единиц загрязнителя добавлялось в воздух на тонну производимой стали, государство может требовать этого в виде предписания, а не устанавливать штрафы, обеспечивающие социально эффективный уровень загрязнения. Когда используется только ресурсное регулирование, достижим эффективный уровень расходов на уменьшение загрязнения, но не может быть получен эффек- тивный уровень производства загрязняющего товара за исключением того экстре- мального случая, когда эффективное уменьшение загрязнения полностью устраняет его. Таким образом, в меньшей степени, но регулирование имеет те же недостатки, что и субсидии на уменьшение загрязнения. На рис. 8.8 показаны предписания, приближающие предельные частные издержки к предельным общественным издерж- кам, но уравнивающие их между собой, так что продолжает оставаться перепроиз- водство товара-загрязнителя. Нелинейные графики штрафов. Нелинейный график штрафов предусматривает штраф, зависимый от уровня загрязнения. Простейшая из таких систем штрафов изображена на рис. 8.9. Для такого случая штраф при уровне загрязнения вплоть до некоторого критического уровня Р* мал, но для уровней, превышающих его, штраф на единицу загрязнения высок. В идеальном случае можно было бы представить фирме картину графика предельных общественных издержек загрязне- ния, как изображено на рис. 8.9. Тогда при каждом уровне загрязнения фирма сталкивалась бы с действительными предельными общественными издержками. Двухуровневый график штрафа, изображенный на рисунке, может мыслиться как приближенное представление функции предельных общественных издержек. Если окажется, что технология контроля над загрязнением приведет к очень низкому уровню загрязнения, то приближенный график покажет избыточные расходы на контроль за загрязнением.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СРАВНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ И ШТРАФОВ» з дисципліни «Економіка державного сектору»